О Богах подробнее. ВАНЫ и другие

#1
ВАНЫ:

НЬЁРД (Niordr др. исл)

Бог морей, рыболовства, мореплавания. Также бог воздуха. Относится к Ванам. Муж Скади , отец Фрейра и Фрейи.
Ньёрд поселился в Асгарде после войны между Асами и Ванами в качестве "заложника" вместе со своим сыном Фрейром. После решающей битвы Рагнарёк, Ньёрд вернется в обновленный Ванахейм. Один спрашивает у великана Вафтруднира:
"Как меж Асами
Ньёрд появился?
Посвящают ему
Храмы и капища
Но сам он не Ас.
Вафтруднир сказал:
У Ванов в жилище
Рожден и в залог
Отдан был Асам
Когда же настанет
Мира конец
Он к Ванам вернется"

"Речи Вафтруднира" "Старшая Эдда"

В Младшей Эдде говорится: "Имя третьего Аса - Ньёрд. Он живет на небе, в том месте,что зовется Ноатун. Он управляет движением ветров и усмиряет огонь и воды. Его нужно призывать в морских странствиях и промышляя морского зверя и рыбу. Столько у него богатств, что он может наделять земли и всяким добром любого, кто будет просить его об этом. Ньёрд родился в стране Ванов, но Ваны отдали его богам как заложника, а от Асов взамен взяли Хёнира. Ньёрд взял в жены Скади, дочь великана Тьяци.
Скади хочет поселиться там, где жил её отец , в горах на Трюмхейме, Ньерд же хочет жить у моря. И порешили они жить девять суток в Ноатуне , а другие девять - в Трюмхейме.

СЬЁВН (Sjofn)

Богиня из рода ванов.
Покровительница любовной страсти и полового влечения.

ФРЕЙР(Freyr-господин исл.)

Является Ваном - Богом плодородия, олицетворяя собой изобилие, богатство, жизненную силу, урожай.
Сын вана Ньёрда, муж великанши Герд, брат Фрейи.
Фрейр - Бог летнего солнцестояния и самый благородный из Богов.
Фрейра славят на свадьбах, к нему взывают в ритуалах плодородия.
Он даровал людям мир, свободу, гармонию, сладострастие, мужскую силу. Амулет Фрейра, добротно сделанный, может посоперпничать в эффективности с виагрой. Нередко по этому его идол был наделен огромным фаллосом.
Кроме этого, Фрейр олицетворяет собой мужскую красоту, галантность, любезность и прочие "светлые" мужские качества. Но Фрейр, однако, является отважным и могучим воином. В последней битве он сходится ни с кем иным, как с Суртом - одним из самых сильных и опасных чудовищ. Эту битву Фрейр, впрочем, проигрывает по собственной же непредусмотрительности.
Фрейр впервые появляется в Асгарде при обмене заложниками со стороны Ванов, вместе с Ньёрдом.
Главными атрибутами Фрейра являются - меч, корабль Скидбландир (чудесный корабль, изготовленный карликами, которому всегда дует попутный ветер. Кроме того, он может быть сложен до таких размеров, чтобы его можно было упрятать в платок), запряженный в колесницу вепрь Гуллинбурсти (Золотая Щетинка). Его меч, магический меч, сражающийся по собственной воле - единственная защита от огненного великана Сурта, черноликого родича Локи, который в конце времен придет с юга и вступит в войну с Богами на стороне сил хаоса.
Впоследствии он лишается своего меча, отдав его великану Гюмиру в обмен на его дочь Герд…
Как выясняется далее, последствия сего обмена явились для него роковыми - Фрейр бьется в жестокой схватке с Суртом, пока не падает мертвым. А погубило его то,что при нем небыло доброго меча отданного Скирниру. Этим мечом Сурт и уничтожит все девять миров в день Рагнарёк.
"Вот почему Фрейр был безоружным, когда он схватился с Бели и убил его оленьим рогом.
Тогда сказал Ганглери: "Странно мне, право, что такой знатный воин, как Фрейр, решился отдать меч, не имея второго, такого же. Он понес оттого немалый урон, сражаясь с тем, кого называют Бели. Верно, пожалел он тогда о мече".
Тогда Высокий отвечает: "Невелико дело была та схватка с Бели, Фрейр мог убить его и кулаком. Но настанет час, когда пойдут войною сыны Муспелля, и тогда вот бедою покажется Фрейру, что нет у него меча""

"Фрейр бьется в жестокой схватке с Суртом, пока не падает мертвым. А погубило его то, что нет при нем доброго меча, отданного Скирниру".

"Видение Гюльви" "Младшая Эдда"

Другое имя Фрейра - Инг. От него, по преданию, произошел древний род шведских королей Инглингов. Здесь мы снова сталкиваемся с персонификацией божественных сил (обожествление исторического персонажа, является на деле персонификацией божества): время правления родоначальника династии Инглингов шведского короля Фрейра (или Ингви, или Фроди) описывается как время исключительного благополучия, мира и изобилия в стране.

ФРЕЙЯ (Freyja- госпожа)

Богиня из рода Ванов, олицетворяющая плодородие, любовь, деторождение, а также материнскую заботу и рост. Дочь Ньерда, сестра Фрейра, жена Ода, мать Хносс и Герсими. Её чертоги в Асгарде носят название Сессрумнир т.е. вмещающий много сидений, она ездит на колеснице, запряженной двумя кошками.
Главный атрибут Фрейи - ожерелье Брисингамен, изготовленное карликами из рода Брисингов. Это ожерелье олицетворяет собой порядок годового цикла.
Считалось что Фрейя благосклоннее прочих богов к людским мольбам. Её призывали при рождении, она так же помогала в любовных делах и утехах. У Фрейи своеобразная функциональная связь с Одином:
Ежедневно она делит с ним пополам убитых воинов, поэтому один из кеннингов Фрейи - "владычица павших".
Фрейя также олицетворяет собой женскую красоту и женскую сексуальность. Недаром многие хотели заполучить ее в жены, а особенно великаны: и строитель Асгарда каменщик Хримтурсен, и Хюмир, потребовавший Фрейю в качестве выкупа за украденный им молот Мьелльнир… Но боги Асгарда хранят Фрейю от всяких посягательств: всех ее великанских женихов постигла смерть.

ЁТУНЫ (Великаны):


СКАДИ

Богиня из рода великанов, дочь великана Тьяцци, жена Ньёрда. Покровительница лыж и охоты, как и Улль (Однако, это единственная связь между ними.).
Отец Скади, Тьяцци, поплатился жизнью за попытку похитить у асов Идунн вместе с ее золотыми яблоками. Скади собиралась отомстить Асам с оружием в руках, но те убедили ее принять их мирные условия. Она должна была выбрать себе мужа среди Асов, но только по ногам, ничего больше не видя. Она увидела очень красивые ноги одного из них и сказала: "Вот, кого я выбираю; едва ли что некрасиво у Бальдра!". Однако владельцем тех ног оказался Ньёрд, и ей пришлось выйти замуж за него. Однако у них не обошлось без разногласий:
"Скади хочет поселиться там, где жил ее отец, в горах, в месте, что зовется Трюмхейм, Ньёрд же хочет жить у моря. И они порешили, что девять суток они станут жить в Трюмхейме, а другие девять оставаться в Ноатуне.
Но, вернувшись раз с гор в Ноатун, так промолвил Ньёрд:
Не любы мне горы,
хоть я и был там
девять лишь дней.
Я не сменяю
клик лебединый
на вой волков.
Тогда Скади сказала так:
Спать не дают мне
птичьи крики
на ложе моря,
всякое утро
будит меня
морская чайка.
Тогда вернулась Скади в горы и поселилась в Трюмхейме. И часто встает она на лыжи, берет лук и стреляет дичь. Ее называют богиней лыжницей. Так об этом сказано:
Трюмхейм зовется,
где некогда Тьяци
турс обитал;
там Скади жилище,
светлой богини,
в доме отцовом."

"Видение Гюльви" "Младшая Эдда"

Другие:


НОРНЫ

Три норны… три аспекта бытия: прошлое, настоящее и будущее - Урд, Верданди и Скульд.
Магические орудия норн - нити и нож. Норны лишь задают ход человеческой судьбе, но далеко не всегда вершат её. Каждый человек сам творит свой вирд в течение жизни. Главной из норн следует признать Урд, А двух других можно рассматривать как её ипостаси(?). Урд - старуха, обладающая всем опытом и мудростью, занимающая главное место в матриархальной иерархии ибо силою её питаются труды двух прочих. Верданди - мать, олицетворяющая настоящее. Скульд - дева в своей разрушительной ипостаси, она перерезает нить человеческой жизни и сопровождает валькирий на поле битвы.
У норн, в некотором роде, равная роль с человеком в ткании узора судьбы.
Урд - это Судьба, то, что привело данного человека в данное время в данное место и образовало данные обстоятельства. Фактически, это обстоятельства, предшествовавшие данному моменту и приведшие к его возникновению. Это неизменная величина, уже сформировавшаяся, старуха.
Верданди - Настоящее, процесс Становления. Данные обстоятельства предлагают ограниченное количество вариантов развития, выбор. Это условно-изменяемая величина, подверженная изменениям лишь в рамках своей природы и готовая родить новые события, взрослая женщина.
Скульд - будущее. Та цепочка событий, что разовьется, будучи запущенной в момент Настоящего под влиянием Прошлого. Изменяемая величина, однако при определенном Настоящем она превращается в неизбежное следствие, называемое Долгом. Молодая девушка, готовая к трансформациям.
Вместе с этим Скульд отчасти является Урд, старшей норной для следующего момента времени, следующего витка событий.
Таким образом, человек (или Бог, в зависимости от того, о чьем узоре судьбы идет речь) принимает непосредственно участие в формировании своего жизненного Пути: в каждый отдельный момент времени он стоит перед выбором из нескольких вариантов действий, который породит определенные события, формирующие следующий ряд вариантов действий.

ВАЛЬКИРИИ (valkirja)

Девы-воительницы, обитательницы Асгарда. Однако они не принадлежат к роду Асов: многие из валькирий - женщины из знатных родов, дочери и жены конунгов. Они обладают способностью летать по воздуху. Основная роль валькирий: принимать участие в битвах, помогая тем, на кого укажут боги, и выбирая тех, кто должен погибнуть, решая тем самым исход битвы. Здесь частой спутницей валькирий является младшая норна Скульд. Затем валькирии переносят души павших героев в Валхаллу, на пир Одина. Некоторые из валькирий являются служанками на этом пиру.
Человеческая природа некоторых (а возможно и всех) валькирий подчеркивается в эддических текстах, например в мифе о конунге Хельги и его жене-валькирии Сигрун.
"Одного конунга звали Хёгни. У него была дочь Сигрун. Она была валькирия и носилась по воздуху и по морю"

"Вторая песнь о Хельги убийце Хундинга" "Старшая Эдда"

ДИСЫ (Disir)

Женские божества, по всей видимости из рода Альвов.
Роль Дис - помощь в зачатии и деторождении, а также в определении той части судьбы человека, что зовется ?rlog. В этом они близки норнам. К дисам принято взывать в момент родов, во врачевании и в новых начинаниях.
Ответить

Вернуться в «Боги и Богини»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

cron