Стонхендж – «Храм Вечности» на Солсбери-плейн
Добавлено: 26 май 2017, 13:57
Стонхендж (Stonehenge) – этот древний священный храм с его каменными столбами и скорбным великолепием известен всем. Но мало кто знает, что много тысячелетий назад Стонхендж был царством песка, бревен и… разлагающихся трупов…
С начала времен люди возводили свои святыне на местах, имевших для них особое значение. Но какое?
Наиболее распространенная версия гласит, что доисторические храмы и мегалитеческие круги служили своеобразными астрономическими обсерваториями.
Вот и Стонхендж, расположенный на Солсбери-плейн в Англии, на первый взгляд, отразил в своей архитектуре некие повторяющиеся астрономические явления. А его каменные столбы схожи с визирами, фиксирующими важнейшие точки восхода и захода Солнца, лунных фаз и движения звезд в целом. Однако нелепо полагать, что такое грандиозное сооружение возведено лишь для того, чтобы древние жрецы-астрономы могли наблюдать за небесными светилами. Да и не обладает Стонхендж с его каменными глыбами-столбами той гибкостью, которая так необходима любой обсерватории.
Тем не менее, древние люди не только представляли окружающий мир иначе, нежели мы – современники, но и умели находить связи между пространством и временем, царством материи и духовной сферой (тонкими планами бытия). Да и древняя астрономия носила ярко выраженный религиозный и мистический/магический характер. И Стонхендж – одно из наиболее наглядных и в то же время драматических подтверждений тому.
Его роль заключалась не только в том, чтобы фиксировать воззрения древних ученых на Вселенную и Землю, как ее составляющую. Стонхендж стал каменной сценой для постановки настоящей космической драмы и символом незыблемого постоянства, воплощением ныне утраченного чувства космической реальности.
Но что таит в себе эта патетика? Те величавые и загадочные каменные столбы, которыми многие любуются, которые многих завораживают, - это всего лишь останки былого великолепия последнего и, как ни странно, наименее значительного из храмов, возводившихся на протяжении шестнадцати (!) веков на этом самом месте…
Храм Луны и Смерти
Итак, самый первый Стонхендж возводился далеко не из камня, а из песка. Приблизительно в 3200 г. до н.э. первобытные люди из земледельческих племен наткнулись в районе Солсбери-плейн на огромное земляное сооружение круглой формы, называемое «хендж». Это был внутренний вал, разделенный двумя проходами. Один проход находился на северо-восточной дуге хенджа, а второй – более узкий – точно к югу от центра. Как предполагают археологи, древние строители определи это место, разделив пополам расстояние между теми точками горизонта, где восходило и заходило Солнце в день зимнего солнцестояния (солнцеворот). В 1723 г. Уильям Стьюкли – известный собиратель древностей – обнаружил, что ось, соединяющая крайние юго-западную и северо-восточные точки этого сооружения и северо-восточный проход, находится практически на одной линии с той точкой на горизонте, где Солнце восходит и в день летнего солнцестояния. Достаточно долго различные исследователи полагали, что Стонхендж изначально был ориентирован именно на Солнце. Однако строителей этого оригинального сооружения интересовало не Солнце, а Луна. Именно Луну строители первого Стонхенджа считали наиважнейшим небесным телом.
В северо-восточном (более широком проходе) хенджа древние ежегодно устанавливали шест, который находился на одной оси с крайней северной точкой восхода Луны. В отличие от положения Солнца в день летнего солнцестояния, Луна постепенно смещается по горизонту, в пределах низкой и высокой Луны, и этот период составлял 18,61 года. Древние архитекторы фиксировали движение Луны на протяжении шести циклов (более 100 лет) и, наконец, установили крайнюю северную точку ее восхода, к которой и была привязана одна сторона северо-восточного прохода.
Почему первый Стонхендж был храмом Луны – понятно. Но при чем тут Смерть?
Дело в том, что на протяжении тысячелетий предки первых строителей Стонхенджа хоронили своих мертвецов в удлиненных могильных холмах (курганах), ориентированных на среднюю точку восхода Луны между точкой ее восхода в день наименьшего склонения Луны (зимнее «луностояние») на севере и точкой захода Луны в день наибольшего ее склонения (летнего «луностояния») на юге.
В сознании древних Луна и Смерть были неразделимы.
Фактически, северо-восточный проход служил своеобразным окном, одна из сторон которого была ориентирована на середину «лунной дуги», а другая – на крайнюю точку ее проявления на севере. Визирами же служили два каменных столба по краям мощенной дорожки. На восточной стороне дорожки половина лунного цикла некогда была отмечена «Жертвенным камнем» (он, к сожалению, разрушен). Да и знаменитый «Пяточный камень», находившийся позади жертвенного, не имел ничего общего с летним солнцестоянием – он также был ориентирован на Луну.
В сердце первого Стонхенджа находилось небольшое крытое сооружение, в котором складировались трупы (аналог современного морга). И лишь после того, как плоть полностью разлагалась, обнажая кости, останки хоронились в продолговатых могильных холмах. Этот обычай существовал в Британии со времен неолита весьма длительное время и всегда ассоциировался с Луной.
Причем, магическая власть этого древнего морга возрастала прямо пропорционально числу хранившихся там трупов. Ямы, выкопанные подле каждого прохода хенджа, тысячелетия хранят останки взрослых и детей, принесенных в жертву равнодушной, парящей в небесах, Богине Смерти…
Храм Солнца
Приблизительно в 2200 г. до н.э., на смену старым поселенцам, прибыли новые и превратили Стонхендж в храм Солнца.
И эти древние реформаторы, объединяясь в большие группы, перетаскивали (а по другой версии – сплавляли на плотах) из Уэльса на готовую, огражденную земляным валом площадку, голубоватые каменные глыбы. Некоторые глыбы они располагали в виде двух концентрических кругов, остальным придавали форму притолок, копируя прежнее бревенчатое строение морга.
Но это проза, а вот по преданию, эти камни, родиной которых считают суровые, открытые ветрам и дождям, горы Пресели, перенес на хендж не кто иной, как легендарный колдун Мерлин.
Вообще, подлинная история Стонхенджа полна неожиданностей.
И смелое предположение о перетаскивании/сплаве гигантских каменных глыб в каменном веке выглядит даже менее правдоподобной, нежели предание о Мерлине, который по мановению волшебной палочки перенес эти глыбы за двести миль через самую длинную и не менее широкую реку Северн.
В одном из курганов, брошенном за десятки веков до строительства Стонхенджа, археологи обнаружили голубые уэльские камни. Правда, в семи милях от участка. Тем не менее, несмотря на флер преданий, истина состоит в том, что эти загадочные голубые камни попросту были разбросаны кругом, в ожидании своего часа. И, если кто-то их и доставил туда, так это банальный ледник… И было это за восемь тысяч лет до того, как родился сам замысел Стонхенджа.
В любом случае, благодаря этим камням, люди, сменившие своих предшественников, поклонявшихся Луне и Смерти, изменили ось хенджа. Они расширили правую часть северо-восточного прохода, что сдвинуло его среднюю точку на ось, указывающую на восход Солнца в день летнего солнцестояния. А по другую сторону «Пяточного камня» проложили дорогу, ведущую под уклон прямо к реке Эйвон (юго-запад Англии).
Незавершенный каменный круг переселенцы огородили, разместив в каждом углу огромного прямоугольника по каменному столбу. Именно эти столбы получили название «Четыре опоры» и образовали три линии визирования. Теперь короткая сторона прямоугольника была обращена на восход Солнца в день летнего солнцестояния, а длинная – на крайнюю северную точку захода Луны.
По сей день, если смотреть вдоль одной из диагоналей этого своеобразного прямоугольника, можно увидеть точку на горизонте, в которой 1 мая (кельтский праздник дневного светила) заходит Солнце.
Смерть тоже внесла свою лепту в преобразование храма.
Так, на новой оси хенджа, недалеко от центральных каменных кругов, пришельцы похоронили скелет человека головой на северо-запад – туда, где заходит Солнце в день летнего солнцестояния, освятив, таким образом, магическое место на рубеже «здесь» и «там», настоящего и будущего.
Сами могильники не только быстро разрастались, но и изменили свою форму – с продолговатых курганов на круглые. И трупам теперь придавалось сидячее положение с подтянутыми к подбородку коленями.
Кем были эти переселенцы-реформаторы – ветвью ибергов или бикеров, точно не установлено. Однако при раскопках могильников археологи находили характерные ярко-красные с геометрическими узорами бикеры – кувшины с носиками. И эти бикеры служили атрибутами культа Солнца, как и тонкие золотые диски, расписанные кольцами и крестами…
Упадок Стонхенджа
Свой нынешний вид Стонхендж приобрел около 2000 г. до н.э. – в период расцвета бронзового века. Именно тогда его перестроили последний раз, и тогда вокруг него теснилось множество круглых могил-курганов. Здесь теперь хоронили вождей и их жен в превосходных шерстяных одеяниях, а рядом с телами клали оружие и предметы домашней утвари не только из бронзы, но и из золота, обсидиана, янтаря, фаянса.
Всего за несколько веков Стонхендж превратился в пышный храм, ставший последним приютом для богатых и знатных людей.
Версий, почему взялись перестраивать Стонхендж, несколько.
Возможно, местную знать не устраивал непрезентабельный вид прежнего храма, и они возжелали соорудить нечто, что соответствовало бы их высокому статусу и позволило бы даже после смерти возвышаться над угнетенными простолюдинами.
А может быть, инициаторами перестройки выступило жречество, которое не только преследовало какие-то магические цели, но и, обретя тайную власть над восседавшими на игрушечных тронах вождями, решили таким образом увековечить ее (власть) в помпезном архитектурном памятнике…
В любом случае, после реконструкции Стонхендж стал недоступен для простых людей. Теперь сюда допускались лишь жрецы, их помощники и представители знати.
Голубые уэльские камни теперь оказались ненужными и их унесли. И их заменили унылыми глыбами песчаника, которые непонятным образом перетащили с гряды меловых холмов Мальборо Даунс, расположенной за 20 миль от хенджа.
Придав песчанику нужную форму, и него образовали тот самый круг, который сейчас и известен как Стонхендж. Теперь тридцать каменных колон поддерживали тридцать перекладин-притолоков.
Интересно, что камни были обтесаны плотницким методом – словно строители отдавали дань памяти о прежних бревенчатых постройках.
Внутри магического круга из мегалитов, напоминавшего по форме подкову громадных размеров, водрузили пять трилитов – сооружение в виде сводчатой арки (два столба, перекрытых перекладиной).
Вновь ось хенджа изменила свое направление – теперь «подкова» своими концами была обращена на северо-восток, а высота трилитов увеличивалась строго к юго-западу – туда, откуда все еще просматривалась точка нахождения заходящего Солнца в день зимнего солнцестояния. Астрономические мотивы практически сошли на нет. Теперь единственным напоминанием о связи Стонхенджа с Космосом служила вышеупомянутая привязка к точке захода Солнца в день зимнего солнцестояния…
О закате былого величия Стонхенджа можно написать целую книгу – ведь, этот разрушительный процесс длился тысячу лет. И, несомненно, последние годы стали самыми трагичными – кровавыми и бессмысленными… Стонхендж пришел в упадок, из некогда величественных камней ушла былая жизнь, а к тысячному году до н.э. его и вовсе забросили, оставив на откуп пронзительно каркающим воронам и безжалостной разрушительной стихии… Ну и любопытству тех, кто, придя туда три тысячелетия спустя, все еще пытается разгадать загадку: а для чего же предназначалось это сооружение на самом деле?...
© Море Тетис
С начала времен люди возводили свои святыне на местах, имевших для них особое значение. Но какое?
Наиболее распространенная версия гласит, что доисторические храмы и мегалитеческие круги служили своеобразными астрономическими обсерваториями.
Вот и Стонхендж, расположенный на Солсбери-плейн в Англии, на первый взгляд, отразил в своей архитектуре некие повторяющиеся астрономические явления. А его каменные столбы схожи с визирами, фиксирующими важнейшие точки восхода и захода Солнца, лунных фаз и движения звезд в целом. Однако нелепо полагать, что такое грандиозное сооружение возведено лишь для того, чтобы древние жрецы-астрономы могли наблюдать за небесными светилами. Да и не обладает Стонхендж с его каменными глыбами-столбами той гибкостью, которая так необходима любой обсерватории.
Тем не менее, древние люди не только представляли окружающий мир иначе, нежели мы – современники, но и умели находить связи между пространством и временем, царством материи и духовной сферой (тонкими планами бытия). Да и древняя астрономия носила ярко выраженный религиозный и мистический/магический характер. И Стонхендж – одно из наиболее наглядных и в то же время драматических подтверждений тому.
Его роль заключалась не только в том, чтобы фиксировать воззрения древних ученых на Вселенную и Землю, как ее составляющую. Стонхендж стал каменной сценой для постановки настоящей космической драмы и символом незыблемого постоянства, воплощением ныне утраченного чувства космической реальности.
Но что таит в себе эта патетика? Те величавые и загадочные каменные столбы, которыми многие любуются, которые многих завораживают, - это всего лишь останки былого великолепия последнего и, как ни странно, наименее значительного из храмов, возводившихся на протяжении шестнадцати (!) веков на этом самом месте…
Храм Луны и Смерти
Итак, самый первый Стонхендж возводился далеко не из камня, а из песка. Приблизительно в 3200 г. до н.э. первобытные люди из земледельческих племен наткнулись в районе Солсбери-плейн на огромное земляное сооружение круглой формы, называемое «хендж». Это был внутренний вал, разделенный двумя проходами. Один проход находился на северо-восточной дуге хенджа, а второй – более узкий – точно к югу от центра. Как предполагают археологи, древние строители определи это место, разделив пополам расстояние между теми точками горизонта, где восходило и заходило Солнце в день зимнего солнцестояния (солнцеворот). В 1723 г. Уильям Стьюкли – известный собиратель древностей – обнаружил, что ось, соединяющая крайние юго-западную и северо-восточные точки этого сооружения и северо-восточный проход, находится практически на одной линии с той точкой на горизонте, где Солнце восходит и в день летнего солнцестояния. Достаточно долго различные исследователи полагали, что Стонхендж изначально был ориентирован именно на Солнце. Однако строителей этого оригинального сооружения интересовало не Солнце, а Луна. Именно Луну строители первого Стонхенджа считали наиважнейшим небесным телом.
В северо-восточном (более широком проходе) хенджа древние ежегодно устанавливали шест, который находился на одной оси с крайней северной точкой восхода Луны. В отличие от положения Солнца в день летнего солнцестояния, Луна постепенно смещается по горизонту, в пределах низкой и высокой Луны, и этот период составлял 18,61 года. Древние архитекторы фиксировали движение Луны на протяжении шести циклов (более 100 лет) и, наконец, установили крайнюю северную точку ее восхода, к которой и была привязана одна сторона северо-восточного прохода.
Почему первый Стонхендж был храмом Луны – понятно. Но при чем тут Смерть?
Дело в том, что на протяжении тысячелетий предки первых строителей Стонхенджа хоронили своих мертвецов в удлиненных могильных холмах (курганах), ориентированных на среднюю точку восхода Луны между точкой ее восхода в день наименьшего склонения Луны (зимнее «луностояние») на севере и точкой захода Луны в день наибольшего ее склонения (летнего «луностояния») на юге.
В сознании древних Луна и Смерть были неразделимы.
Фактически, северо-восточный проход служил своеобразным окном, одна из сторон которого была ориентирована на середину «лунной дуги», а другая – на крайнюю точку ее проявления на севере. Визирами же служили два каменных столба по краям мощенной дорожки. На восточной стороне дорожки половина лунного цикла некогда была отмечена «Жертвенным камнем» (он, к сожалению, разрушен). Да и знаменитый «Пяточный камень», находившийся позади жертвенного, не имел ничего общего с летним солнцестоянием – он также был ориентирован на Луну.
В сердце первого Стонхенджа находилось небольшое крытое сооружение, в котором складировались трупы (аналог современного морга). И лишь после того, как плоть полностью разлагалась, обнажая кости, останки хоронились в продолговатых могильных холмах. Этот обычай существовал в Британии со времен неолита весьма длительное время и всегда ассоциировался с Луной.
Причем, магическая власть этого древнего морга возрастала прямо пропорционально числу хранившихся там трупов. Ямы, выкопанные подле каждого прохода хенджа, тысячелетия хранят останки взрослых и детей, принесенных в жертву равнодушной, парящей в небесах, Богине Смерти…
Храм Солнца
Приблизительно в 2200 г. до н.э., на смену старым поселенцам, прибыли новые и превратили Стонхендж в храм Солнца.
И эти древние реформаторы, объединяясь в большие группы, перетаскивали (а по другой версии – сплавляли на плотах) из Уэльса на готовую, огражденную земляным валом площадку, голубоватые каменные глыбы. Некоторые глыбы они располагали в виде двух концентрических кругов, остальным придавали форму притолок, копируя прежнее бревенчатое строение морга.
Но это проза, а вот по преданию, эти камни, родиной которых считают суровые, открытые ветрам и дождям, горы Пресели, перенес на хендж не кто иной, как легендарный колдун Мерлин.
Вообще, подлинная история Стонхенджа полна неожиданностей.
И смелое предположение о перетаскивании/сплаве гигантских каменных глыб в каменном веке выглядит даже менее правдоподобной, нежели предание о Мерлине, который по мановению волшебной палочки перенес эти глыбы за двести миль через самую длинную и не менее широкую реку Северн.
В одном из курганов, брошенном за десятки веков до строительства Стонхенджа, археологи обнаружили голубые уэльские камни. Правда, в семи милях от участка. Тем не менее, несмотря на флер преданий, истина состоит в том, что эти загадочные голубые камни попросту были разбросаны кругом, в ожидании своего часа. И, если кто-то их и доставил туда, так это банальный ледник… И было это за восемь тысяч лет до того, как родился сам замысел Стонхенджа.
В любом случае, благодаря этим камням, люди, сменившие своих предшественников, поклонявшихся Луне и Смерти, изменили ось хенджа. Они расширили правую часть северо-восточного прохода, что сдвинуло его среднюю точку на ось, указывающую на восход Солнца в день летнего солнцестояния. А по другую сторону «Пяточного камня» проложили дорогу, ведущую под уклон прямо к реке Эйвон (юго-запад Англии).
Незавершенный каменный круг переселенцы огородили, разместив в каждом углу огромного прямоугольника по каменному столбу. Именно эти столбы получили название «Четыре опоры» и образовали три линии визирования. Теперь короткая сторона прямоугольника была обращена на восход Солнца в день летнего солнцестояния, а длинная – на крайнюю северную точку захода Луны.
По сей день, если смотреть вдоль одной из диагоналей этого своеобразного прямоугольника, можно увидеть точку на горизонте, в которой 1 мая (кельтский праздник дневного светила) заходит Солнце.
Смерть тоже внесла свою лепту в преобразование храма.
Так, на новой оси хенджа, недалеко от центральных каменных кругов, пришельцы похоронили скелет человека головой на северо-запад – туда, где заходит Солнце в день летнего солнцестояния, освятив, таким образом, магическое место на рубеже «здесь» и «там», настоящего и будущего.
Сами могильники не только быстро разрастались, но и изменили свою форму – с продолговатых курганов на круглые. И трупам теперь придавалось сидячее положение с подтянутыми к подбородку коленями.
Кем были эти переселенцы-реформаторы – ветвью ибергов или бикеров, точно не установлено. Однако при раскопках могильников археологи находили характерные ярко-красные с геометрическими узорами бикеры – кувшины с носиками. И эти бикеры служили атрибутами культа Солнца, как и тонкие золотые диски, расписанные кольцами и крестами…
Упадок Стонхенджа
Свой нынешний вид Стонхендж приобрел около 2000 г. до н.э. – в период расцвета бронзового века. Именно тогда его перестроили последний раз, и тогда вокруг него теснилось множество круглых могил-курганов. Здесь теперь хоронили вождей и их жен в превосходных шерстяных одеяниях, а рядом с телами клали оружие и предметы домашней утвари не только из бронзы, но и из золота, обсидиана, янтаря, фаянса.
Всего за несколько веков Стонхендж превратился в пышный храм, ставший последним приютом для богатых и знатных людей.
Версий, почему взялись перестраивать Стонхендж, несколько.
Возможно, местную знать не устраивал непрезентабельный вид прежнего храма, и они возжелали соорудить нечто, что соответствовало бы их высокому статусу и позволило бы даже после смерти возвышаться над угнетенными простолюдинами.
А может быть, инициаторами перестройки выступило жречество, которое не только преследовало какие-то магические цели, но и, обретя тайную власть над восседавшими на игрушечных тронах вождями, решили таким образом увековечить ее (власть) в помпезном архитектурном памятнике…
В любом случае, после реконструкции Стонхендж стал недоступен для простых людей. Теперь сюда допускались лишь жрецы, их помощники и представители знати.
Голубые уэльские камни теперь оказались ненужными и их унесли. И их заменили унылыми глыбами песчаника, которые непонятным образом перетащили с гряды меловых холмов Мальборо Даунс, расположенной за 20 миль от хенджа.
Придав песчанику нужную форму, и него образовали тот самый круг, который сейчас и известен как Стонхендж. Теперь тридцать каменных колон поддерживали тридцать перекладин-притолоков.
Интересно, что камни были обтесаны плотницким методом – словно строители отдавали дань памяти о прежних бревенчатых постройках.
Внутри магического круга из мегалитов, напоминавшего по форме подкову громадных размеров, водрузили пять трилитов – сооружение в виде сводчатой арки (два столба, перекрытых перекладиной).
Вновь ось хенджа изменила свое направление – теперь «подкова» своими концами была обращена на северо-восток, а высота трилитов увеличивалась строго к юго-западу – туда, откуда все еще просматривалась точка нахождения заходящего Солнца в день зимнего солнцестояния. Астрономические мотивы практически сошли на нет. Теперь единственным напоминанием о связи Стонхенджа с Космосом служила вышеупомянутая привязка к точке захода Солнца в день зимнего солнцестояния…
О закате былого величия Стонхенджа можно написать целую книгу – ведь, этот разрушительный процесс длился тысячу лет. И, несомненно, последние годы стали самыми трагичными – кровавыми и бессмысленными… Стонхендж пришел в упадок, из некогда величественных камней ушла былая жизнь, а к тысячному году до н.э. его и вовсе забросили, оставив на откуп пронзительно каркающим воронам и безжалостной разрушительной стихии… Ну и любопытству тех, кто, придя туда три тысячелетия спустя, все еще пытается разгадать загадку: а для чего же предназначалось это сооружение на самом деле?...
© Море Тетис
