Медицинская астрология в древнем Китае

#1
Новый импульс развитию астрологических идей в Китае дало развитие религиозно-философских концепций конфуцианства и даосизма во второй половине I тыс. до н.э. Движение Солнца, Луны и пяти планет рассматривалось китайскими астрологами как их последовательное перемещение вдоль небесного экватора, разделённого на 28 сю. Не исключено и её заимствование из Индии, где небесный круг также делили на 28 стоянок Луны (накшатр). Однако, в отличие от индийской системы, сю измеряются вдоль экватора, а не вдоль эклиптики, и величины 28 сю неодинаковы. Звёзды некоторых созвездий выходят за границы одноимённых сю. Со второй половины I тыс. до н.э. формалистический рационализм древнекитайского государства искал себе санкции в идеях универсальных космических соответствий, выраженных зачастую в математически точной форме.
Разработка доктрины, увязавшей концепцию взаимодействия инь и ян с идеей циклического порядка пяти стихий приписывается Цзоу Яню (305 - 240 до н.э.) - ведущему представителю древнекитайской философской школы инь ян цзя, учителю правителя царства Янь Чжао-вана. Цзоу Янь распространил идею цикличности пяти "благодатей" на исторический процесс, связав её с этапами расцвета и деградации правящих династий и общества в целом. Взгляды Цзоу Яня получили развитие в философии Дуна Чжуншу (190 или 179 - 120 или 104 до н.э.), философа и гос. деятеля, придавшего конфуцианству характер государственной идеологии.

Дун Чжуншу создал в рамках конфуцианства высокоразвитую натурфилософию, в которой использовал идеи даосизма и инь ян цзя. Впервые в китайской философии двоичная и пятеричная классификация схемы - инь ян и у син - были сведены этим учёным в единую систему, охватывающую весь универсум. Ци наполняет Небо и Землю как незримая вода, в которой человек подобен рыбе. Схемы взаимодействия ян-инь и пяти стихий легли в основу счёта времени по шестидесятиричному циклу. В соответствии с этим циклом дни обозначались комбинацией одного из 10-ти знаков так называемого ряда "стволов" (гань) и одного из 12-ти знаков ряда "ветвей" (чжи). составлявшие его знаки соотносились с Землёй и имели соответствия среди 12 месяцев, часов суток, сторон света и животных "звериного цикла". Эта система составила основу позднейшей астрологии.

Анализируя роль религии в жизни китайцев и соотношении религиозных верований с астрологией, можно заметить следующую тенденцию: если буддизм (проникший в Китай в эпоху Средневековья) с его интересом к каждому живому существу совмещался с натальной астрологией, а даосизм с его поисками вечной жизни тяготел к медицинской и алхимической астрологии, то конфуцианство, будучи социально-ориентированный религией, совмещалось с астрологией предзнаменований, в которой присутствовали три замечательные особенности, характерные также для астрологии вавилонских жрецов:

эмпирический подход: ежедневные наблюдения небесных явлений были фундаментом астрологии предзнаменований в обоих культурах;

астрология носила государственный характер, клиентура астрологов была ограничена правителем и членами его семьи, интерпретации касались общественных, а не частных дел, астрологические материалы и данные включались в официальные записи, а глава астрологов имел очень высокий ранг и был советником правителя;

астрологическая информация была окружена высокой секретностью, поскольку имела отношение к национальной безопасности; пост астролога обычно передавался по наследству.
Изображение
blossom
Ответить

Вернуться в «Астрология. Разное.»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

cron