КИТАЙСКАЯ АСТРОЛОГИЯ

#1
Китайская культура была одной из немногих, развивших сложную систему астрологии, совершенно независимую от месопотамских влияний. (Месопотамская астрология является отправным пунктом и для западной астрологии, и для индийской). Подобно тому, как популярная астрология на Западе использует знания о двенадцати солнечных знаках, так и представления большинства людей, знакомых с китайской астрологией, основываются на двенадцати «годовых знаках» животных. Многие тонкости, свойственные традиции, утрачены даже в среде китайских астрологов после Золотого века (во время правления династий Чоу и Хань), но некоторые современные астрологи пытаются воскресить китайскую астрологию. Сегодняшняя ситуация в значительной степени зависит от дискуссии, развернутой в книгах Дерека Уолтерса «Китайская астрология» и «Записки китайской астрологии».
Вполне очевидно, что китайская система значительно отличается от систем, происшедших от месопотамской астрологии. Во-первых, китайцы группируют звезды в совершенно иные созвездия. Во-вторых, китайцы располагают небесные тела с учетом небесного северного полюса и небесного экватора (называемого китайцами Красный путь), а не относительно эклиптики (Желтый путь). В-третьих, если западные системы выделяют положение планет вдоль эклиптики, то китайцы традиционно отдают предпочтение расположению Луны в дневных лунных домах (разновидность 28-знакового лунного зодиака). В-четвертых, китайцы придают значение общему виду планет, видоизмененному атмосферой Земли, то есть, в отличие от западных астрологов, которые изучают звезды лишь опосредованно — по таблицам, традиционные китайские астрологи продолжают постоянно наблюдать небеса.
В вопросах, по которым возникло расхождение в культурных традициях, естественно, проявились и различия между астрологическими системами. Например, четыре классических элемента в западном мире — земля, воздух, огонь и вода — сравнивались и при этом противопоставлялись пяти элементам восточно-азиатской философии — земле, огню, воде, металлу и дереву. Китайцы ассоциировали эти пять элементов с пятью видимыми планетами: Сатурном (земля), Марсом (огонь), Меркурием (вода), Венерой (металл) и Юпитером (дерево). Значения, приписываемые китайцами первым трем планетам, с трудом можно сравнить с их значениями в западных системах. Однако Юпитер (планета дерева) ассоциируется с рождением и весной; эти ассоциации отличают значение китайского Юпитера от западного Юпитера. А Венера, как планета металла, ассоциируется с воинственными, мужскими характеристиками; эти черты не свойственны западной Венере.
Как и все традиционные цивилизации, китайцы проявляют интерес к предсказаниям (они всегда имели особенно стойкий интерес к пророчествам). К примеру, некоторые наиболее ранние письменные источники китайской цивилизации созданы на так называемых «костях дракона» — исписанных кусочках черепахового панциря, использовавшихся издревле для ворожбы. В современный период одним из самых широко распространенных инструментов прорицания является книга «И Цзин» («Книга Перемен»), традиционный китайский трактат, снискавший популярность в западном мире. Однако «И Цзин» является гораздо большим, нежели просто средством предсказаний. Кверенты хотят знать не только, как будет разворачиваться будущее, но также, как и когда им нужно действовать. Подобное беспокойство проявляется и в традиционной китайской астрологии, однако она больше обеспокоена предсказанием будущего и определением подходящего для действий времени, чем пониманием свойств личности.
Двадцать восемь лунных домов, например, особенно важны для определения того, какие действия наиболее благоприятны в данный день. Эти дома могут быть использованы различными способами. В одном подходе, применяющемся в вычислениях китайских астрологов, дома управляют каждым днем по порядку. Чтобы определить дом для каждого дня, астрологи добавляют кодовый номер дня из табл. 1 к кодовому номеру года из табл. 2. Если это 29 февраля или данные в високосный год, то следует прибавить еще 1. Если полученный результат больше 28, тогда из него вычитается 28. Окончательная цифра и будет номером дома на данный день. Например, предположим, пара желает определить, будет ли 11 июля 1991 года благоприятным днем для заключения брака. В табл. 1 они находят, что кодовый номер для 11 июля будет 24. Они прибавляют его к номеру 1991 года, это 5, получается 29. Так как это больше 28, они вычитают 28 и получается 1. Это номер первого лунного дома, называемого Рогом, очень благоприятный день для заключения брака.
Дома традиционно группируются по четырем категориям в соответствии с четырьмя фазами Луны: Зеленый Дракон Весны, Черная Черепаха Зимы, Белый Тигр Осени и Красная Птица Лета. Ниже приводится краткое толкование каждого из лунных домов в сжатом виде, взятое из «Записок китайской астрологии» Уолтерса.

Re: КИТАЙСКАЯ АСТРОЛОГИЯ

#2
ЗЕЛЕНЫЙ ДРАКОН ВЕСНЫ
1. РОГ. Благоприятен для начала любого проекта, закладки фундамента под строительство здания, покупки земли под использование в течение длительного времени или даже для вступления в долговременное партнерство. Считается, что человек, выбирающий этот день для заключения брака, получит хорошее продвижение, одобрение и большое уважение. Это идеальное время для начала политической карьеры. С другой стороны, это неудачный день для завершения проектов; окончание дел следует отложить на более благоприятное время. Кроме того, это крайне неудачный день для похорон или поминовения.
2. ШЕЯ. Неблагоприятный день для начала работы на любом крупном предприятии или строительстве. Человек, принимающий в этот день продвижение но службе, в конце концов потеряет эту должность. Следует избегать любых семейных встреч, сборов; на этот день не стоит назначать ни свадеб, пи похорон.
3. ОСНОВАНИЕ. Неудачен для помолвок. Дети, родившиеся в браке, заключенном в этот день, будут бедными и не смогут выразить себя. В этот день не рекомендуется путешествовать по воде, так как очень вероятно кораблекрушение.
4. КОМНАТА. Те, кто возводит здание в день Комнаты, в конце концов расширит свои апартаменты, владения и прилегающий участок земли, а также будут пожимать плоды процветающего бизнеса. Хотя обычно дни, благоприятные для развлечений, не годятся для печальных событий, Комната — такое удачное расположение звезд, что этот день подходит и для проведения похорон и траурных церемоний, так как вашим предкам будет приятно помочь в обеспечении продвижения, богатства и признания ваших заслуг начальством.
СЕРДЦЕ. Неудачен для строительства — может случиться несчастье, или для тех, кого обвиняют в совершении преступления, — вердикт будет скорее всего обвинительным и человека приговорят к заключению. Не следует назначать свадьбу на этот день, чтобы не причинить ущерба детям.
ХВОСТ. Благоприятен для строительства и поисков спрятанного сокровища. У тех, чья свадьба назначена на день Хвоста, будут многочисленные потомки, и в жизни они достигнут высокого положения на работе.
КОРЗИНА. Идеален для начала рискованных предприятий, которым предстоит год удачной судьбы. Бизнес будет процветать, прибыли вас порадуют. Это хороший день для приобретения новой собственности или для открытия новой «двери» (в современном значении под этим подразумевается благоприятный день для расширения собственности, переезда в новые владения или, возможно, вступления в новую организацию, если это связано с переездом в новые здания), так как те, кто так поступит, могут быть уверены, что будут вознаграждены и их семьи, и они сами.
ЧЕРНАЯ ЧЕРЕПАХА ЗИМЫ
8. КОВШ. Благоприятен для копания и любой физической работы. Это чрезвычайно благоприятный знак, способствующий продвижению и увеличивающий благосостояние.
9. БЫЧОК. Неудачный, особенно для женитьбы. Вообще неподходящий для ведения любого бизнеса, так как считается, что стороны, заключающие контракт, скорее всего потеряют интерес к проекту.
10. ДЕВА. Не подходит для похорон: если их проводить в день Девы, это приведет к эпидемии и болезни, особенно связанной с кишечником; она может поразить всю семью.
11. ПУСТОТА. Дни, управляемые Пустотой, предвещают домашние ссоры. Это неподходящий день для копания или строительства, а те, кто примет решение жениться в день Пустоты, рискуют получить детей, склонных к правонарушениям.
12. ВЕРХУШКА КРЫШИ. Чреват опасностями для тех, кто в пути. Следует избегать поездок; тех, кто путешествует по земле, подстерегает опасность нападения, а корабли могут сесть на мель или опрокинуться. Наиболее мудрым решением будет ограничить деятельность и заняться тем, что можно выполнять в одном месте, например, ремонт или починка, обновление дома, особенно, конечно, крыши.
13. ДОМ. Благоприятен для строительства и возведения зданий. Удачными будут все проекты, начатые в этот день. Начальство оценит вашу хорошую работу и наградит вас так, что это принесет пользу всей семье.
14. СТЕНА. Благоприятен для расширения, строительства, возведения зданий и копания. Это удачное время для начала новых рискованных предприятий или для вхождения в «новые двери». У тех, кто женится в день Стены, будут очень талантливые дети.
БЕЛЫЙ ТИГР ОСЕНИ
15. ВЕРХОВАЯ ЕЗДА. Неблагоприятен для строительства или копания. Здания, возводимые в этот день, не принесут богатства, а те, кто роет каналы, траншеи в день Верховой Езды, столкнутся с неудачей.
16 ХОЛМ. Благоприятен для семейных сборов, вечеринок, торжеств, празднеств и всевозможных ассамблей. Это удачный день для всякого рода строительства, рытья каналов и открытия водных течений. Особенно этот день идеален для возведения триумфальной арки, что в более широком смысле означает открытие памятников, либо мемориальных досок.
17. ЖЕЛУДОК. Благоприятен для откладывания сбережений. Желудок — удачный день для любых дел, в которых присутствует элемент земли — таких, как копание, возведение стен и даже захоронение умерших. Те, кто окажется достаточно мудрым, чтобы выбрать этот день для бракосочетания, будут иметь детей, которым предначертано свести знакомство с главой государства.
18. ПЛЕЯДЫ. Неудачный день для начала строительства, копания или любого другого вида семейной деятельности. Те, кому придет в голову жениться в этот несчастливый день, скоро расстанутся.
19. СЕТЬ. В целом благоприятный, будь то строительные работы или похороны. У тех, кто женится в день Сети, будут дети, которым уготовано долголетие.
20. КЛЮВ. В общем, неудачный знак; многие предзнаменования касаются наказаний или воздаяния за проступки. В дни, управляемые Клювом, важно быть крайне осторожным в поведении.
21. ОРИОН. Дни, которыми управляет Орион, в некоторых отношениях удачны, а в других — неблагоприятны. Удача будет сопутствовать тем, кто занят строительством зданий или начинает новые проекты. Любые рискованные предприятия благоприятны. Любой труд или усердие в день Ориона будут вознаграждены, если они уже в процессе или только начинаются. И напротив, Орион оказывает неблагоприятное влияние на попытки завершить дела; они не закончатся, как бы вам этого ни хотелось, а еще потребуют от вас дополнительного времени и финансовых вложений. Не следует назначать на этот день свадьбу или помолвку, иначе они закончатся расставанием. Это также неудачный день для погребения, иначе оно может стать предзнаменованием смерти дальнего родственника.
КРАСНАЯ ПТИЦА ЛЕТА
22. ИСТОЧНИК. Благоприятен для большинства видов деятельности, но для тех, кто сдает экзамен, что идет под защитой элемента воды, знаки особенно благоприятны. Дерево (представляющее растения) и вода предполагают, что Источник является удачным знаком для травоядных животных — скота, овец, лошадей, оленей, кроликов — и для домашнего скотоводства в целом. Он также предвещает хорошие перспективы вдовам, владеющим землей: земля повысится в цене, принося устойчивый доход и шанс найти второго мужа. День Источника считается неблагоприятным временем для откладывания работы в сторону: то, что начато, следует закончить, либо продолжить под влиянием Источника, который поощряет усердие, а не лень. Похороны и траурные мероприятия в день Источника проводить не рекомендуется.
23. ПРИЗРАКИ. Дни, управляемые Призраками, неблагоприятны; любое начинание закончится крахом. Не рекомендуется входить в те «двери», через которые вы не ходили раньше. Женщины, выходящие замуж в день Призраков, дольше будут вдовами, чем женами. А вот молитвы об усопших, номинальные службы, посещение кладбищ и могил предков очень приветствуются, это принесет уважение и почтение вашим собственным потомкам.
24. ИВА. Никакие дела не приветствуются в день Ивы, даже, против ожидания, это касается похорон, время для них неблагоприятное. За легкомыслием последует разлад, неверные поступки вызовут болезни, а вредоносные действия приведут к разрушению.
25. ПТИЦА. Идеально подходит для строительства; те, кто проводит строительные работы в день Птицы, добьются успеха. Но это неблагоприятное время для свадеб и для похорон; женщина, выходящая замуж в этот день, станет жертвой насилия, а те, кто хоронят мертвых, расстанутся.
26. РАДУГА. В целом благоприятен. Радуга олицетворяет процветающий бизнес, официальный успех, приобретение новой собственности и счастливые личные отношения.
27. КРЫЛЬЯ. Те, кто женится в день Крыльев, будет страдать хронической болезнью; мужья, покидающие дом по делам, по возвращении найдут своих жен в объятиях любовников. Этот день неблагоприятен и для жертвоприношений предкам, так как это предвещает разлучение с вашими детьми, которые позже покинут страну.
28. КОЛЯСКА. Благоприятен для всевозможных меркантильных дел, они принесут большие доходы. Этот день идеален для садоводства и сооружения террасы или веранды, и мастеру, и владельцу это принесет почести и славу. Это благоприятное время для организации похорон и траурных церемоний в честь предков, а также для заключения брака; те, кто сделает либо первое, либо второе, обнаружат у своих детей редкие таланты, которые принесут славу родителям.
Эти лунные дома составляют старинный китайский зодиак. Двенадцать животных знаков были включены в эту систему значительно позже. Некоторые полагают, что эти более поздние знаки некитайского происхождения, возможно, они возникли на севере Центральной Азии. Эти двенадцать знаков произошли не от двенадцати месяцев в году, а от двенадцати лет юпитерианского цикла (Юпитер совершает один орбитальный круг вокруг Солнца за двенадцать лет). Попытки соотнести двенадцать знаков китайского зодиака с двенадцатью знаками западного зодиака весьма проблематичны, если не сказать больше. Двенадцать животных знаков включают: Крысу, Буйвола (или Быка), Тигра, Кролика (или Кота), Дракона, Змею, Лошадь, Овцу (или Козу), Обезьяну, Петуха, Собаку и Свинью (или Кабана). Относительно нетрудно достать книги по восточноазиатской астрологии, которые интерпретируют характеристики каждого животного знака в деталях. Уолтерс предлагает краткое изложение черт личности, ассоциирующихся с каждым знаком в «Записках».
КРЫСА. Крыса — ночное животное; отсюда индивид с личностью Крысы лучше всего работает по ночам, в тихие часы. Крыса прилежна, настойчива и сообразительна. Часто Крыса бывает очень привлекательна, обаятельна и общительна.
Западное употребление слова «крыса» в уничижительном значении не применяется. Годы Крысы: 1900, 1912, 1924, 1936, 1948, 1960, 1972, 1984, 1996.
БУЙВОЛ. Буйвол представляет солидность, независимость, методичность и заведенный порядок. Благодаря своему абсолютному упорству, Буйвол может преуспеть там, где другие потерпят неудачу. Практичный, осторожный, не склонный к принятию новых идей. Годы Буйвола: 1901, 1913, 1925, 1937, 1949, 1961, 1973, 1985, 1997.
ТИГР. Стремительный и дерзкий; страстный, но привлекательный соперник. Железный кулак в бархатной перчатке. Гордый, умеет постоять за себя, непредсказуем в настроении. Часто служит и носит форму. Годы Тигра: 1902, 1914, 1926, 1938, 1950, 1962, 1974, 1986, 1998.
КРОЛИК. Великодушный и заботливый. Часто выбирает профессию, связанную с лечением, косметикой или фармацевтикой. Избегает конфронтации, где это возможно, но в экстремальных ситуациях проявляет храбрость. Годы Кролика: 1903, 1915, 1927, 1939, 1951, 1963, 1975, 1987, 1999.
ДРАКОН. Экзотичный, своенравный, элегантный, тяготеет к мистицизму. Склонен к принятию скорых решений, импульсивен и часто вспыльчив. Любит рисковать и часто идет в мир развлечений. Годы Дракона: 1904, 1916, 1928, 1940, 1952, 1964, 1976, 1988, 2000.
ЗМЕЯ. Вдумчиво методична, имеет репутацию мудрой. Элегантна, склонна к эпикурейству — в общем, знаток. Несмотря на это, довольно наивна, ее можно легко повергнуть в шок. Может обратиться к сочинению художественной литературы: либо в качестве хобби, либо выбрав это своей профессией. Годы Змеи: 1905, 1917, 1929, 1941, 1953, 1965, 1977, 1989, 2001.
ЛОШАДЬ. Символ ян, или мужского тщеславия и одержимости. Общительна в кругу себе подобных. Рожденные в год Лошади часто испытывают трудности в отношениях и взаимопонимании с противоположным полом. Командные виды спорта предпочитают индивидуальным достижениям. Годы Лошади: 1906, 1918, 1930, 1942, 1954, 1966, 1978, 1990, 2002.
ОВЦА. Знак, дополняющий знак Лошади и представляет собой сущность инь, женского пассивного принципа. Это миролюбивый, скромный и созерцательный знак, обнаруживает интерес к музыке, поэзии и рисованию. Монашеский или созерцательный образ жизни часто ассоциируется с Овцой. Годы Овцы: 1907, 1919, 1931, 1943, 1955, 1967, 1979, 1991, 2003.
ОБЕЗЬЯНА. Тогда как Лошадь представляет мужскую деятельность на досуге, Обезьяна символизирует мужскую технологическую доблесть. Она показывает навыки, сноровку и интерес к станкам. Характер, который ассоциируется с Обезьяной, связан с юмором и проказами. Годы Обезьяны: 1908, 1920, 1932, 1944, 1956, 1968, 1980, 1992, 2004.
ПЕТУХ. Знак Петуха обнаруживает агрессивную конкурентоспособность. Несмотря на то, что Петух — птица мужского рода, он представляет женские интересы, особенно, индустрию моды и одежды. Этот знак, к тому же, ассоциируется с ткачеством и вышивкой и, чуть-чуть в меньшей степени, — с модным искусством. Годы Петуха: 1909, 1921, 1933, 1945, 1957, 1969, 1981, 1993, 2005.
СОБАКА. Знак Собаки связан с защитой, обороной и преданностью семье. Собака — верный друг, она из преданности будет стоять за дело, даже когда все остальные бросят его из-за очевидной безнадежности. Собака обычно имеет способности к вопросам, связанным с тканями и меблировкой дома. Годы Собаки: 1910, 1922, 1934, 1946, 1958, 1970, 1982, 1994, 2006.
СВИНЬЯ. Свинья воплощает заботу о благосостоянии, детях и комфорте. Родившихся в год Свиньи привлекают профессии, связанные с детьми, такие, как учитель, няня и акушерка. Эти индивиды склонны скорее к благоустройству дома, чем к его строительству. Годы Свиньи: 1911, 1923, 1935, 1947, 1959, 1971, 1983, 1995, 2007.
В отличие от западного китайский год начинается в разные числа (на второе новолуние после зимнего солнцестояния) в конце января или начале февраля. Отсюда, родившиеся, например, 10 января 1991 года будут скорее Собакой, чем Свиньей.
Часто многое выводится из совместимости между знаками китайского зодиака. Гармоничными союзами, особенно это касается браков, считаются союзы между Крысами, Драконами и Обезьянами; между Быками, Змеями и Петухами; между Тиграми, Лошадьми и Собаками; и между Кроликами, Овцами и Свиньями. Наиболее негармонично отношения складываются между Крысами, Кроликами, Лошадьми и Петухами; между Быками, Драконами, Овцами и Собаками; и между Тиграми, Змеями, Обезьянами и Свиньями.
По табл. 2, начиная с нуля для 1987 года и считая каждый последующий год по порядку от 1 до 27, но пропуская номер после каждого високосного года, — сравнительно легко продлить эту таблицу в прошлое или в будущее, чтобы определить порядковый номер лет, предшествовавших 1977 году или последующих за 2008 годом.
(Источник: Астрологическая энциклопедия. Джеймс Р. Льюис, 1998)

Re: КИТАЙСКАЯ АСТРОЛОГИЯ

#3
В древности китайская астрономия использовала систему пяти дворцов (секторов неба), с которыми были связаны видимые планеты. Использовались классические пять планет - Юпитер, Марс, Сатурн, Меркурий и Венера, а также Солнце и Луна. Древние китайские астрономы называли эти пять больших планет именами пяти Элементов. Венера - Металл (Золото), Юпитер - Дерево, Меркурий - Вода, Марс - Огонь, Сатурн - Земля.

В китайской астрологии планеты не играют такой ведущей роли как в западной, и хотя планеты в обеих системах одни и те же, в китайской астрологии они часто для практических целей рассматриваются как звезды среди других звезд в карте. Причем трактовка звезды может меняться в зависимости от положения в карте бацзы.

Характеристики планет могут отличаться от западных. Например, Венера, Богиня любви и искусства, в китайской астрологии ассоциируется с элементом Металл, стали и представляет мужской принцип.

Каждой планете соответствует своя стихия, за исключением стихий Огня и Воды, которым соответствуют по два небесных тела.

Соответствие небесных тел стихиям
Планета Стихия Полярность Качества
Солнце Огонь Великий Ян (Тай Ян) Активный, агрессивный, мужской, доминирующий
Марс Огонь Малый Ян (Шао Ян) Страстный, энергичный, авантюрный, гордый, чувствительный
Сатурн Земля Терпимый, трудолюбивый, надежный, упрямый
Венера Металл Упорный, постоянный, сильный, мужской, независимый
Луна Вода Великий Инь (Тай Инь) Пассивный, чувствительный, женский
Меркурий Вода Малый Инь (Шао Инь) Дипломатичный, вежливый, интуитивный, коммуникативный, с глубокими эмоциями
Юпитер Дерево Дружелюбный, щедрый, общительный, женский, полный энергии
blossom

Re: КИТАЙСКАЯ АСТРОЛОГИЯ

#4
Древнекитайская историографическая традиция начинает историю Китая с описания периода правления пяти легендарных императоров и правящей династии Ся (рубеж III - II тыс. до н.э.), основанной третьим императором, Юем. Считалось, что уже тогда астрология не только существовала, но и была на службе уКитайские созвездияДревнекитайская надпись на кости о солнечном затмении государства. Однако у современных историков имеются сомнения в достоверности существования династии Ся. Как бы то ни было, документально установлено, что связанная с астрологией служба неба существовала по меньшей мере с эпохи Шан-Инь (1600 - 1027 до н.э.). В задачи этой службы входило слежение за движением планет и регистрация всех неожиданных явлений на небе - появление комет, новых звёзд, падающих звёзд, болидов. Китайские астрономы первыми зарегистрировали пятна на Солнце (в 301 г. до н.э.) и их движение. Появление комет отмечалось как феномен "звёзд-мётел". Наиболее древнее свидетельство появления кометы - наблюдение кометы Галлея в 1058/57 г. до н.э.В начале II тыс. до н.э. и позже исключительное значение приобрели чэн, наиболее яркие звёзды, "великие ориентировочные светила", которые наблюдались вскоре после захода Солнца или, напротив, утром перед его восходом. Особо важное значение имел акронический восход "Огненной звезды" (т.е. Антареса), предвещавший начало весенних земледельческих работ.
Самые ранние известные астролого-астрономические тексты в Китае (на гадальных пластинках) относятся к XV в. до н.э. На них уже отмечены группы ярких звёзд - "Огненные" (Скорпион), "Птичьи" (Гидра) и др. Наиболее древние известные китайские книги, содержащие сведения астрологического характера, относятся к середине I тыс. до н.э. Это "Шу цзин" ("Канон исторических писаний") и "Ши цзин" ("Книга песен"), составленные под редакцией Конфуция. События, описываемые в них, начинаются со времён легендарной династии Ся. В частности, сообщается, что уже тогда при дворе правителя существовали две официальные должности астрологов-чиновников.
На рубеже II - I тыс. до н.э. китайские астрономы разделили область неба, в которой перемещались Солнце, Луна и планеты, на 28 участков-созвездий и, кроме того, на 4 "сезонных" участка по 3 созвездия в каждом (аналог Зодиака). Как и в Египте и Месопотамии, этот пояс созвездий был ближе к небесному экватору.
Уже в XII в. до н.э. астрономические наблюдения в Китае велись со специальных площадок-обсерваторий (сохранились остатки древнейшей - Чжоугунской).
В Древнем Китае за начало года было принято зимнее солнцестояние, за начало месяца - новолуние, за начало суток - полночь. Сутки делились на 12 "двойных часов" и, кроме того, по десятичной системе - на сто частей. Длина дня и ночи в частях изменялась от сезона к сезону. Названием двойных часов обозначались и месяцы. За начало летосчисления была принята расчётная дата, когда в день зимнего солнцестояния начало суток совпадало с новолунием, а все пять планет находились в одной стороне неба. 19-летний календарный цикл был открыт в Китае в VII в. до н.э. В это же время был изобретён гномон.
Китайские астрономы VIII - V вв. до н.э. уже знали о существовании Узлов Луны и даже об их перемещении по небу, что помогло им правильно определять условия наступления затмений. Любопытно, что солнечные затмения обычно считались неблагоприятными предзнаменованиями, в то время как лунные затмения особого интереса не вызывали и воспринимались как рядовые явления. В хронике "Чунь-цю" на протяжении 242 лет её ведения было отмечено 37 солнечных затмений. Самое раннее из них относится к 22 февраля 720 г. до н.э.
У китайцев существовали представления о пяти звёздных дворцах (гун): срединном, восточном, южном, западном и северном, которые соотносятся с символами этих направлений: Тай-и ("великая единица"), Цин-лун ("зелёный дракон"), Чжу-цяо ("красная птица"), Бай-ху ("белый тигр") и Сюань-у ("тёмная воинственность"). Каждое из этих понятий было одновременно и созвездием, и символом, имеющих графическое изображение.
Также считалось, что существуют пять мифических государей: верховный владыка Центра - Хуан-ди, его помощник - бог земли Хоу-ту, его цвет - жёлтый, под его покровительством находился храм Солнца, с ним были соотнесены многие созвездия центральной части неба, а также Большая Медведица и планета Тяньсин (Сатурн); повелитель Востока Тай-хао (он же - Фу-си), его помощник - зелёный дух дерева Гоу-ман, ему подвластны громовник Лэй-гун и дух ветра Фэн-бо, созвездия в восточной части неба и планета Суйсин (Юпитер), ему соответствует весна и зелёный цвет; повелитель Юга - Янь-ди (он же Шень-нун), его помощник - красный дух огня Чжу-жун, ему соответствуют различные созвездия в южной части неба, а также планета Инхосин (Марс); божество Запада - Шао-хао (его имя "малый светлый" противопоставлено имени повелителя Востока - "великий светлый"), его помощник - белый дух Жу-шоу, с ним соотнесены созвездия в западной части неба и планета Тайбай (Венера); владыка Севера - Чжуань-сюй, его помощник - чёрный дух Сюань-минь, под его покровительством находились храмы Луны и повелителя дождя Юй-ши, созвездия в северной части неба, а также планета Чэньсин (Меркурий). В соответствии с пятеричной классификацией, каждому из мифические владык как повелителю стороны света соответствовал и первоэлемент, а также время года, цвет, животное, часть тела.
Разработка астрологических теорий происходила на протяжении многих столетий. Многие концепции, лёгшие в основу дальнейших построений китайской астрологии, оставались анонимными или приписывались легендарным личностям. Однако ряд имён выдающихся астрологов нам известен. В VIII в. до н.э. жил И Хэ, врачеватель из царства Цинь, разработавший положение о шести состояниях энергии ци (инь, ян, ветер, дождь, мрак, свет), которые, "разделяясь, образуют четыре времени года, располагаясь в порядке, образуют пять последовательностей". Нарушение баланса шести ци ведёт к различным заболеваниям. Этот тезис И Хэ лёг в основу теории традиционной китайской астрологии и медицины.

Изображение




В том же веке жил Ши Мо, глава придворных астрологов и летописцев царства Цзинь. Исходя из положения о "парности" всех вещей, он оценил внутреннюю ситуацию в царстве Лу: Пекинская обсерваторияуказал на неизбежность политического кризиса вследствие того, что "в храмах не постоянно поклоняются духам предков, у правителя и подданных нет постоянного статуса". Как и предсказывал Ши Мо, луский правитель Чжао-гун был изгнан своим министром Ли Пинцзы. Возможно, высказывания Ши Мо легли в основу доктрин конфуцианства: об универсальности космических закономерностей, распространяющихся на общество, о небрежении обычаями предков и ослаблении фиксированной социальной иерархии как признаке деградации общества, а также о правомерности устранения неугодного Небу монарха. В VI в. до н.э. идеи об уподоблении циклов небесных энергий изменениям в положении государства развивал Фань Ли, политический деятель царства Юэ.
Классическим образцом литературы на подобные темы является "Чжоу и" ("И цзин") - наиболее авторитетное и оригинальное произведение китайской канонической и философской литературы, оказавшее фундаментальное воздействие на всю культуру традиционного Китая, стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. "Чжоу и" включает в себя каноническую часть, созданную, видимо, в VIII - VII вв. до н.э., т.е. собственно "И цзин" ("Канон перемен"), и комментирующую часть (VI - IV вв. до н.э.) - "И чжуань" (или "Ши и" - "Десять крыльев", т.е. семь комментариев-чжуань, три из которых имеют по два раздела). Специфическую основу "И цзина" составляют возникшие, вероятно, на рубеже II - I тыс. до н.э. 64 гексаграммы (люшисы гуа) - особые графические символы, состоящие из шести расположенных друг над другом черт двух видов - целой и прерванной - во всех комбинаторно возможных вариантах. Черты истолковываются как знаки универсальных мироустроительных сил инь и ян (соответственно прерванная и целая), а их двойные, тройные и т.д. комбинации - как знаки более конкретных воплощений инь и ян во всех сферах бытия. Эта система трактуется как учение о замкнутой, состоящей из 64 основных ситуаций структуре постоянно и циклически изменяющегося мира. Формализованный характер операций с гексаграммами и их компонентами позволил "Чжоу и" обрести общеметодологический статус, функционально аналогичный тому, который в Европе принадлежал аристотелевой логике. В эпоху Хань (206 до н.э. - 220 н.э.) под воздействием мистико-натурфилософских учений инь ян цзя, "школы новых письмён" и оракуло-апокрифической традиции общеметодологический потенциал схем гуа был реализован в максимальном увеличении их онтологических референтов и координации со всеми другими аналогичными схемами - "пятью элементами" (у син), циклическими и зодиакальными знаками, магическими числовыми фигурами.
Новый импульс развитию астрологических идей в Китае дало развитие религиозно-философских концепций конфуцианства и даосизма во второй половине I тыс. до н.э.Злые духи 72 звезд
Постепенное накопление эмпирических данных о небе, планетах и звёздах привело к определённому качественному скачку в древнекитайской науке о небе в IV - II вв. до н.э. Древнейшие известные сочинения, которые с полным правом можно назвать астрологическими, были написаны в середине IV в. до н.э. Это "Син-чжань" ("Предсказание по звёздам") Гань Дэ (Гань Гуна) из княжества Чу и "Тянь-вэнь" ("Описание неба") Ши Шэня из княжества Вэй.
В это время уже сложилась система сю (кит. "стоянка", букв. "ночевать"). Движение Солнца, Луны и пяти планет рассматривалось китайскими астрологами как их последовательное перемещение вдоль небесного экватора, разделённого на 28 сю. Каждая стоянка измерялась в ду (1/365 окружности) и представлялась в виде небесного сектора, внутри которого расположено одноимённое созвездие. 28 секторов составляли 4 группы по 7 в каждой, соответственно 4 сторонам света и фазам Луны. Эти 4 небесных "дворца" (гун) вместе с центральным "дворцом" являлись аналогом 5 стихий (у син).
До недавнего времени древнейшие свидетельства о системе 28 сю датировались III - II вв. до н.э. Однако в 1978 г. в уезде Суйсянь провинции Хубэй археологами был найден ларец V в. до н.э. с изображением данной системы, что заметно удревнило её документированную историю. Судя по некоторым данным, исторические корни этой системы лежат ещё глубже; крупнейший историк китайской астрономии Л. де Соссюр датировал основание системы сю 2400 г. до н.э. Не исключено и её заимствование из Индии, где небесный круг также делили на 28 стоянок Луны (накшатр). Однако, в отличие от индийской системы, сю измеряются вдоль экватора, а не вдоль эклиптики, и величины 28 сю неодинаковы: наименьшая стоянка Цзуй (Цзы) занимает 2 ду, тогда как наибольшая, Цзин, занимает 33 ду. Физически созвездия и сю не тождественны друг другу. Звёзды некоторых созвездий выходят за границы одноимённых сю. Так, напр., у созвездия Шэнь (Заслуги, Орион) одна звезда расположена в сю Цзуй, а две - в Би.
В 1973 г. в ханьском погребении в Чанша была найдена сохранившаяся рукопись на шёлке главы "У син чжань" ("Предсказания по пяти светилам") с таблицей движения светил. В таблице, составленной не позднее 170 г. до н.э., использованы записи о движении Юпитера, Сатурна и Венеры за 70 лет (246 - 177 до н.э.). Там же найдена схема "Син сян юнь ци ту" ("Карта звёзд, небесных явлений, облаков и паров") с описанием указанных явлений и гаданий по ним, предназначенная для астрологов.
Со второй половины I тыс. до н.э. формалистический рационализм древнекитайского государства искал себе санкции в идеях универсальных космических соответствий, выраженных зачастую в математически точной форме. Один из таких всеобщих классификационных принципов представляла оппозиция начал инь и ян. Другая важная классификационная схема в китайской культуре основывалась на понятии пяти мировых стихий или, точнее, фаз мирового круговорота (у син).

Изображение


Разработка доктрины, увязавшей концепцию взаимодействия инь и ян с идеей циклического порядка пяти стихий приписывается Цзоу Яню (305 - 240 до н.э.) - ведущему представителю древнекитайской философской школы инь ян цзя, учителю правителя царства Янь Чжао-вана. Цзоу Янь распространил идеюКитайский зодиак цикличности пяти "благодатей" на исторический процесс, связав её с этапами расцвета и деградации правящих династий и общества в целом.
Взгляды Цзоу Яня получили развитие в философии Дуна Чжуншу (190 или 179 - 120 или 104 до н.э.), философа и гос. деятеля, придавшего конфуцианству характер государственной идеологии. Дун Чжуншу создал в рамках конфуцианства высокоразвитую натурфилософию, в которой использовал идеи даосизма и инь ян цзя. Впервые в китайской философии двоичная и пятеричная классификация схемы - инь ян и у син - были сведены этим учёным в единую систему, охватывающую весь универсум. Ци наполняет Небо и Землю как незримая вода, в которой человек подобен рыбе. Он - микрокосм, до мельчайших деталей аналогичный макрокосму (Небу и Земле) и непосредственно с ним взаимодействующий. Выдающиеся историографы и астрологи Сыма Тань и его сын Сыма Цянь (учившийся у Дуна Чжуншу) придерживались такого же взгляда на мир.
Схемы взаимодействия ян-инь и пяти стихий легли в основу счёта времени по шестидесятиричному циклу. В соответствии с этим циклом дни обозначались комбинацией одного из 10-ти знаков так называемого ряда "стволов" (гань) и одного из 12-ти знаков ряда "ветвей" (чжи). Первый день цикла обозначался сочетанием первых знаков обоих рядов, второй - вторых и т.д. С рубежа н.э. шестидесятиричный цикл использовался и для счёта лет. Китайская традиция вела отсчёт 60-летних циклов от 2637 г. до н.э. и приписывала их создание легендарному родоначальнику китайской цивилизации Хуан-ди.
Десятичленный ряд знаков по традиции ассоциировался с Небом и пятью мировыми стихиями, которые рассматривались в мужском и женском аспекте. Что же касается 12-членного ряда, то составлявшие его знаки соотносились с Землёй и имели соответствия среди 12 месяцев, часов суток, сторон света и животных "звериного цикла". Эта система составила основу позднейшей астрологии.

Изображение


Среди учёных рубежа н.э., сыгравших важную роль в истории астрологии, следует упомянуть Мэн Си (I в. до н.э.), каноноведа-ицзиниста, который предложил систему соответствий 64 гексаграмм "Чжоу и" и календарно-климатических процессов, а также Ян Сюна (53 до н.э. - 18 н.э.) - философа, литератора и филолога, автора созданного в подражание "Канону перемен" труда "Тай сюань [цзин]" ("[Канон] великого сокровенного"). Ян Сюн указывал, что задача человеческого познания не преображение природы, а подражание трём упорядочивающим началам космоса - Небу, Земле и Человеку в их идеальных значениях. Такого рода подражание тождественно "почитанию небесных циклов" и одновременно - "контролю за небесной изначальностью", т.е. естественному следованию глубинным природным закономерностям. Для их отображения Ян Сюн предлагал вместо 64 гексаграмм "Чжоу и" систему из 81 тетраграммы, для начертания которых применены черты трёх видов - целые, единожды и дважды прерванные.
Весьма плодовитой была деятельность астронома, астролога, механика, сейсмолога и географа Чжан Хэна (78 - 139 н.э.). Он был создателем армиллярной сферы (небесного глобуса), приводившейся в движение водой, тележки-компаса, солнечных часов, прибора для регистрации подземных толчков. Чжан Хэн явился родоначальником количественной картографии, основанной на прямоугольной сетке координат, он разделил всё небо на 124 созвездия, первым в Китае сделал заключение, что Луна светит отражённым от Солнца светом, и правильно объяснил явление лунных затмений, определил угол наклона эклиптики к небесному экватору и др. Роль Чжан Хэна в истории китайской "науки о звёздах" по важности сравнима с ролью его современника Клавдия Птолемея в истории эллинистической астрономии и астрологии.
Ещё одной крупной фигурой в истории астрологии является Гуань Ло (209 - 256), занимавшийся хрономантией и геомантией (фэнь шуй). В своих работах он впервые связал систему 12 "ветвей" и 10 "стволов" с концепцией 5 стихий (у син) и выработал на их основе систему предсказаний и определения судьбы. Эта система впоследствии приобрела большую популярность и стала известна в Китае как "чуй мин" или "лю мин" ("вычисление [судьбы]"), а на Западе - как "восточный гороскоп".
Среди астрономических достижений китайских учёных нельзя не отметить независимое обнаружение астрономом Юй Си ок. 330 г. явления прецессии (впервые открытого Гиппархом во II в. до н.э.). Прецессия была обнаружена в результате сравнения положений звёзд в III в. до н.э. с теми, которые наблюдались во время жизни Юй Си. В VII в. другой астроном - Ли Чжо - уточнил годовую величину прецессии, получив значение 47", близкое к истинному. На рубеже VII - VIII вв. известный китайский астроном И Син открыл собственное движение звёзд (которое на Западе было открыто Галлеем лишь тысячелетие спустя!). Циклический календарь
Продолжали развиваться философские аспекты астрологии. В рамках даосизма (в частности, в рамках "учения о бессмертии" - одной из важнейших даосских доктрин) разрабатывались астролого-алхимические построения. Среди мыслителей, сделавших важные шаги в этом направлении, следует назвать Вэй Бояна (ок. 100 - 170), Гэ Хуна (IV в.), Чжан Бодуаня (984 - 1082). Одним из интереснейших направлений философской мысли Китая явилось "учение о символах и числах" (сян шу чжи сюэ), созданное в период правления династии Хань (206 до н.э. - 220 н.э.) главным образом усилиями комментаторов "Канона перемен", которые синтезировали общеметодологические принципы конфуцианства, даосизма и школы инь ян и связали их с природными закономерностями, почерпнутыми в основном из астрономии, астрологии и теории музыки. "Учение о символах и числах" в той или иной мере оказало ощутимое влияние практически на все области культуры традиционного Китая. Важным явлением, повлиявшим на осмысление астрологии, было возникновение т.наз. неоконфуцианства и, прежде всего, деятельность философов Чжоу Дуньи (1017 - 1073) и Шао Юна (1011 - 1077), основоположников этого течения религиозно-философской мысли. Главным теоретическим достижением неоконфуцианства было сведение важнейших конфуцианских категорий и связанных с ними концепций в универсальную (от космологии до этики) и чрезвычайно простую, основанную прежде всего на "Книге перемен" мировоззренческую систему. Среди крупнейших учёных данного направления: Чжан Синчэн (XII в.), Е Ши (1150 - 1223), Цай Шэнь (1167 - 1230), Дай Чжэнь (1723 - 1777). Исследованием астролого-нумерологических закономерностей мироздания занимался выдающийся учёный Фан Ичжи (1611 - 1671).
Астрология всегда имела большое значение в жизни Китая; особенно велика её роль была на государственном уровне. Сохранилось описание обязанностей главного астролога 450 г.: он заведовал составлением календаря, следил за временем, наблюдал небесные явления и регистрировал их. В конце каждого года главный астролог представлял императору календарь на следующий год. Он также записывал плохие и хорошие предзнаменования и определял, какие дни являются наиболее благоприятными для проведения государственных церемоний. Придворная астрологическая служба существовала тысячелетиями в практически неизменном виде. Только название должности главного астролога, а также звания и количество его помощников претерпевали некоторые изменения, тогда как функции данной службы оставались теми же.
О важности роли астролога при императорском дворе можно судить по следующему документу II в. до н.э.:
"Этот высокочтимый муж должен отмечать изменения и движения планет, Солнца и Луны, с тем, чтобы предсказывать добрые и недобрые повороты судьбы. Он делит девять провинций на части, подверженные влиянию тех или иных небесных тел. Каждое княжество и каждый удел находятся под влиянием определённых звёзд, и благодаря этому можно предсказывать будущее процветание или несчастья. Он составляет предсказания по двенадцати годам цикла Юпитера...".
Интересно, что если, к примеру, в соседней Японии в средние века статус предсказательной и натуральной астрологии был одинаково высок (эти две отрасли изучались вместе), то в Китае предсказания имели меньший вес, нежели астрология в целом, т.е. прогнозы не были главной задачей астрологии.
Марко Поло, посетивший Китай в XIII в., сообщал, что в Пекине подКитайский гороскоп покровительством императора жили около 500 астрологов.
Со времён династии Поздняя Хань астрологические знания стали считаться эзотерическими, в них посвящался только узкий круг придворных специалистов. Простым людям изучать астрологию запрещалось, поскольку считалось, что в руках людей с разрушительными идеями она может стать опасным оружием. Даже уже во времена династии Цин (1644 - 1911) "те, кто изучал астрологию нелегально и собирал в частные коллекции астрологические книги и инструменты, подвергались строгому наказанию".
Можно выделить три основных вида китайской астрологии:
придворная астрология, носившая в целом мунданный характер;
индивидуальное вычисление судьбы;
использование астрологии в медицине.
Важно подчеркнуть, что китайская астрология не представляла учения, замкнутого только на китайские традиции. Ее доктрины к VIII - IX вв. впитали в себя индийские и западные концепции, включая даже некоторые вавилонские или эллинистические идеи, которые проникали в Китай через буддийские сутры, переведённые на китайский язык. Примитивные местные верования также влияли на нее.
Вместе с тем, из Китая астрологические доктрины, в свою очередь, распространялись в соседних регионах. Концепция инь/ян и "пяти стихий", наиболее чётко представленная в виде т.наз. циклического календаря (60- летний цикл, в котором 12 годичных "звериных" знаков соотносятся с "пятью стихиями" в иньском и янском вариантах), вошла в повсеместное употребление в Японии, Корее, Тибете, Монголии, у вьетов, лао, кхмеров, тай и др. народов Востока.
Китайская придворная астрология была почти исключительно астрологией предзнаменований. Она состояла из наблюдения предзнаменований (астрономических, метеорологических и сейсмических - от вспышек сверхновых до землетрясений и сильного града) и эмпирического соотнесения этих предзнаменований с событиями в обществе, которые влияли на успех правления императора. Например, в "Ши цзи", в записях Главного астролога-историографа Сыма Цяня (ок. 90 до н.э.), мы находим: "Когда Меркурий появляется в компании с Венерой на востоке, и когда они оба красные и испускают лучи, тогда чужие царства будут побеждены, а китайские воины будут победоносными". В другом тексте читаем: "Юпитер пять раз появлялся в созвездии Чуньхо, и поэтому войска государства Чу были разбиты. Здесь видна воля небес".
От династии к династии предзнаменования описывались и анализировались в соотнесении с земными событиями в "Трактате по астрологии" ("Тянь-вэнь цзи") "Канона истории". Это многотомное подробное собрание наблюдений, охватывающих более чем два тысячелетия, имеет безмерную ценность и для современных астрономов, сейсмологов и др. учёных.
В астрологии предзнаменований Китая не было такого детерминизма, как в средневековой астрологии на Западе. Считалось, что всегда есть возможность предотвратить грозящие бедствия. Эта возможность наделяла астрологов сверхъестественной силой в оказании помощи империи во времена кризисов. Иногда ко двору также призывались буддийские монахи - для того, чтобы обрядами и молитвами они предотвратили предсказанное бедствие. Считалось, что они имеют необыкновенные духовные силы, которых нет у мирян.
Хотя природа неподвижных звёзд в средние века ещё не была точно определена, смещение звезды относительно её обычного положения получало астрологическую интерпретацию. Предсказания также базировались на изменении количества доступных наблюдению звёзд в созвездии, на изменении звёздных величин и на мерцании звёзд. 28 лунных стоянок (сю) связывались с 12 древними феодальными государствами. Движущиеся небесные тела, которые появлялись в определённой стоянке, считались производящими влияние на соответствующее государство. Была разработана высокорациональная система интерпретации положений планет в созвездиях, взаиморасположения планет (т.е. аспектов, особое значение придавалось соединениям), изменения в их блеске.
Существовали также более простые, "народные" методы определения благоприятных и неблагоприятных дней (гемералогия) и другие методики, прилагаемые к конкретному человеку, а не к глобальным событиям. К примеру, в старых китайских календарях указывалось, что второй день первого месяца - несчастливый, в третий день рекомендовалось активно заниматься торговыми делами; четвёртый день этого месяца считался благоприятным для бритья головы и т.п. Древняя концепция циркуляции жизненных энергий (ци) получила воплощение в детально разработанной системе взаимодействия "небесных энергий" и жизненных сил человеческого организма - системе "пяти вращений" (у юнь) и "шести энергий" (лю ци). Данная система органически сочетала астрометеорологию и медицинскую астрологию.
Среди большого количества циклических схем, использующихся в Китае, упомянем о двух вариантах деления годичного цикла, играющих важную роль в построениях китайской астрологии (а также в астрологии Японии, Кореи и т.п.):
I. Система 24 цзе ("сезона"; каждый содержит по 15 градусов эклиптики; некоторые источники указывают, что при использовании этой системы в южном полушарии следует делать сдвиг на полгода: зимнее солнцестояние в июне, и т.д.). Примерные даты сезонов по современному григорианскому календарю:

Изображение


II. 4 ци (энергии), "двигающие" сезон, соотносятся со стихиями дерева (весна, восточная ци - тепло), огня (лето, южная ци - жара), металла (осень, западная ци - сухость) и воды (зима, северная ци - холод). Сезоны, соответствующие этим стихиям, длятся по 73.05 суток. 4 "промежуточных" ци связаны с почвой, им соответствует по 18.26 суток в первом месяце каждого из четырёх времён года. Приблизительная корреляция этих временных периодов с современным григорианским календарём выглядит следующим образом:

Изображение

Анализируя роль религии в жизни китайцев и соотношении религиозных верований с астрологией, можно заметить следующую тенденцию: если буддизм (проникший в Китай в эпоху Средневековья) с его интересом к каждому живому существу совмещался с натальной астрологией, а даосизм с его поисками вечной жизни тяготел к медицинской и алхимической астрологии, то конфуцианство, будучи социально-ориентированный религией, совмещалось с мунданной астрологией, астрологией предзнаменований.
Интересно, что в китайской астрологии предзнаменований присутствовали три замечательные особенности, характерные также для астрологии вавилонских жрецов:
эмпирический подход: ежедневные наблюдения небесных явлений были фундаментом астрологии предзнаменований в обоих культурах;
астрология носила государственный характер, клиентура астрологов была ограничена правителем и членами его семьи, интерпретации касались общественных, а не частных дел, астрологические материалы и данные включались в официальные записи, а глава астрологов имел очень высокий ранг и был советником правителя;
астрологическая информация была окружена высокой секретностью, поскольку имела отношение к национальной безопасности; пост астролога обычно передавался по наследству.
Вместе с тем, есть и существенные отличия китайской астрологии от месопотамской, индийской и западной систем астрологии:
китайцы по-другому группировали звёзды в созвездия;
в основе китайской астрологии лежит экваториальная, а не эклиптическая система координат;
важнейшую роль в китайской науке о звёздах играл небесный меридиан. Если в других культурах наблюдали гелиакические восходы и заходы звёзд и планет, то в Китае - транзиты околополярных звёзд по MC и IC. Полюс являлся фундаментальным базисом китайской астрологии, поскольку он соотносился с позицией императора на земле;
важнейшее значение придавалось не положению планет относительно эклиптики, а расположению Луны в 28 лунных стоянках;
интерпретация планет изменялась в зависимости от атмосферных условий при их наблюдении.
Вплоть до революции и установления коммунистического режима в XX в. астрологи играли в Китае значительную роль. После революции центр изучения китайской астрологии сместился в соседние страны, прежде всего в Японию.
Интересно, что буквальное название астрологии/астрономии в китайском языке - "наука о небесных узорах" (тяньвэньсюэ). Слово "вэнь" ("узор") в китайской культуре получило множество значений: "письменность", "культура", "цивилизованность", "образование", "литература", "стиль", "украшенность". Первоначальное значение сохранилось в терминах астрологии: тянь вэнь - "небесные узоры", "небесные явления".

Изображение
blossom
Ответить

Вернуться в «Астрология. Разное.»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость