Ислам и астрология

#1
Ислам, возникший в Аравии в 1-й пол. VII в., практически никогда не выступал против астрологии, т.к. исламская догма о предназначении имела много общего с детерминистически понимаемой астрологией. Более того, существовало предание о том, что первым астрологом был мусульманский пророк Идрис.

Согласно коранической космогонии, Аллах мыслится творцом вселенной, состоящей из нижнего - земного и верхнего - небесного миров. Он разделил небо и землю, сделал из воды "всякую вещь живую", в два дня он создал землю и семь небес, разукрасив ближайшее небо "светильниками и для охраны". Аллах сотворил "семь небес рядами", т.е. одно над другим, "и сделал месяц на них светом, а солнце сделал светильником". Над седьмым небом помещается трон Аллаха. На небесах располагаются рай (джанна) и ад (джаханнам), причём они не занимают всего пространства небес. Рай, по многим преданиям, находится на седьмом небе; ад, по одной из версий, - ниже первого неба. Небожителями являются ангелы (малаика, фаршита), сотворённые из света и передающие людям вести от Аллаха. Доступ на небо надёжно охраняется от злых духов ангелами и звёздами, "поражающими светочами".

Появились даже астрологические толкования некоторых стихов Корана (подобно тому, как в христианстве появились астрологические толкования Библии), а пророки ислама сопоставлялись с планетами.

Соответствие планет пророкам в исламе:

Сатурн Ибрахим (Авраам)
Юпитер Муса (Моисей)
Марс Харун (Аарон)
Венера Юсуф (Иосиф)
Меркурий Иса (Иисус)
Солнце Енох
Луна Адам
Исламские астрологи не стремились аргументировать свои астрологические доктрины, как это было в эпоху эллинизма. Как и в средневековой Европе, доказательства были не обязательны, т.к. влияние светил на подлунный мир было само собой разумеющимся фактом. Чуть ли не единственная существенная уступка, которую пришлось сделать астрологам, чтобы не противоречить учению ислама, - это изменения в изображении зодиакальных знаков. Дабы не нарушать запрет на изображение человека, астрологи заменили знак Близнецов двумя павлинами, Деву - снопом пшеницы, а Водолея - ишаком, везущим на себе две корзины.

Астрология проникла в исламские культурные круги уже с VIII в. Научные (в т.ч. астрологические) знания арабов были эклектичны, поскольку они приходили из различных источников, принадлежащих к разным культурам. Считается, что в исламской астрологии смешались три основных астрологических течения: эллинистическая, индийская и сасанидская астрологии. Большой вклад в науку был сделан группой еврейских учёных, которые процветали при изначально толерантных арабских халифах. Наивысшие достижения в науках последовали за установлением династии Аббасидов в 750 г. Аббасидский халиф ал-Мансур перенёс столицу из Дамаска в новый город Багдад. Он был основан на западном берегу Тигра в 762 г. в наиболее благоприятный момент, определённый придворными астрологами Наубахтом и Машаллахом, а затем построен по геомантическим принципам. В начале IX в. Багдад, видимо, стал крупнейшим городом мира: в нём жило около миллиона человек.

Первая астрологическая школа в Багдаде была основана в 777 г. еврейским учёным Якобом бен Тариком. Эта школа стала известна благодаря научным трактатам и переводам, сделанным её членами. Абу Ма"шар (возможно, самый знаменитый из всех арабских астрологов) был главой этой школы в середине IX в. Он перевёл Птолемея на арабский язык, и эти его переводы затем были в свою очередь переложены на латынь европейским учёными. Учитель Абу Ма"шара ал-Кинди в эти же годы перевёл на арабский более 200 трактатов, среди которых - множество абстрактных исследований, касавшихся влияния звёзд. Вообще же, в распоряжении арабских учёных были работы на многих языках: они переводили с греческого и сирийского языков трактаты астрологов эллинистического периода, с санскрита - индийские варианты, с пехлеви - конгломерат двух вышеназванных астрологических течений, возникший в эпоху Сасанидов. Таким образом, у арабских учёных была уникальная возможность находиться на первых рубежах знаний. Многие из этих работ впоследствии проникли в Европу через арабскую Испанию. Кордова, имевшая население около полумиллиона человек, была одним из крупнейших центров знаний. В неё стекались студенты из других европейских стран, чтобы поучиться у арабских учителей. Один из таких студентов, Гильберт из Оверни (Gilbert d"Auvergne), впоследствии стал папой Сильвестром II.

Значение, которое оказала астрология на образ мышления, политическую и культурную жизнь мусульман, трудно переоценить. Свидетельством этого является большое количество значительных исламских астрологов. Наука о звёздах (`илм ан-нуджум, танджим; эти два термина обозначали и астрономию и астрологию) была наиболее популярной естественной наукой в средние века. На астрономических наблюдениях были основаны календарь, определяющий религиозные праздники и посты, и измерение времени суток, и, в частности, определение времени молитв. Направление кыблы (на Мекку) также определялось с помощью астрономии.


Популярнейшими жанрами астрологической литературы в исламских странах стали "Введения..." и зиджи.

"Введения в юдициарную астрологию" - сина`а ахкам ан-нуджум ("искусство приговоров звёзд") - содержали ключевые сведения о составлении и интерпретации гороскопов. Современным историкам известно 116 средневековых мусульманских авторов, написавших "Введения в астрологию"; кроме того, до нашего времени дошло ещё несколько десятков подобных сочинений, авторство которых не установлено. Важнейшими работами данного типа являются "Книга о науках о звёздах" Абу Ма"шара, "Введения в искусство приговоров звёзд" ал-Кабиси и Ибн Лаббана, "Книга вразумления начаткам науки о звёздах" ал-Бируни. Зиджи были главной "технической литературой" астрологов. Они представляли собой астрономические таблицы, дающие возможность определить положения планет на небесной сфере. Эти таблицы составлялись по наблюдениям, проводившимся в крупных астрономических обсерваториях арабского мира. Во многих З. заключительная часть представляла собой руководство по толкованию гороскопов. Общее число известных зиджей составляет несколько сотен.

Даже в народе астрология была очень популярна. Так, например, в книге "1001 ночь" рабыня Таваддуд ("Рассказ о Таваддуд", ночи 436-462) объясняет свойства семи планет, значение лунных домов, основные свойства знаков Зодиака, рассказывает о соответствии лунных домов знакам Зодиака, дней недели - планетам и сообщает ещё много других астрологических сведений. Необходимо заметить, что повесть о Таваддуд была своеобразной краткой энциклопедией сведений, которыми должен обладать каждый образованный мусульманин.

В исламском мире, где господствовала идея высшего предопределения, особенно почитались элективная астрология и хорарная астрология, развивались учения об аспектах, жребиях, неподвижных звездах ициклах планет, особенное значение придавалось политической астрологии. С этой активностью была связана необходимость дальнейшего развития математических и астрономических основ астрологии. После IX в. исламская астрология всё больше склоняется к составлению компиляций, кратких руководств и карманных справочников. С течением времени в исламской астрологии появились тенденции к объединению гороскопии с магией.

По мнению ал-Фараби, астрология содержит 8 разделов:

построение гороскопов;
медицинская астрология;
изучение физических законов;
астрологические влияния на сельское хозяйство;
астрологические влияния на мореходство;
астрологическая алхимия;
учение о драгоценных камнях и талисманах;
теория зеркал и законов оптики.
Этот список хорошо иллюстрирует области, которые разрабатывались арабскими астрологами. Стоит отметить, что виднейшие суфийские мыслители (в частности, ибн Араби и ал-Газзали) включали астрологические соответствия в свои мистические воззрения на космос как единое начало бытия. Оригинальное астрологическое учение было разработано шиитской сектой батинитов.

Вплоть до наших дней астрология играет важную роль в жизни стран ислама. Достижения исламской астрологии оказали существенное влияние на развитие европейской астрологии в эпоху позднего Средневековья и Возрождения. Европа ознакомилась с мусульманской астрологией благодаря многочисленным переводам, в основном делавшимся в XI - XII веках в Испании (среди наиболее известных "передатчиков" арабской мудрости - Иоанн Севильский, Аделярд из Бата, Герард из Кремоны, Платон Тиволийский, Хуго Санталийский, Арнольд Вилланова). Кроме того, через посредство арабских учёных Европа ознакомилась с сочинениями многих античных авторов (в т.ч. Платона, Аристотеля, Птолемея). К сожалению, мы не можем в должной мере оценить вклад исламских учёных в развитие астрологии до тех пор, пока не будут переведены многочисленные манускрипты на арабском, персидским и турецком языках. До сегодняшнего дня эти трактаты хранятся невостребованными в музейных коллекциях в разных регионах мира. Печально сознавать, что не переведены даже работы светил арабской астрологии, не говоря уже о менее крупных астрологах. Будем надеяться, что в скором будущем эта ситуация изменится.

Основные термины арабской астрологии:

Знаки Зодиака (бурудж - "замки"): Овен - хамал, Телец - саур, Близнецы - джауза, Рак - саратан, Лев - асад, Дева - сунбула, Весы - мизан, Скорпион - акраб, Стрелец - каус, Козерог - джадй, Водолей - далв, Рыбы - хут.
Наййиран - "два ярких светила": Солнце (Шамс) и Луна (Камар).
Кавакиб ал-мутахаййира - "блуждающие светила": Меркурий (`Утарид), Венера (Зухра), Марс (Миррих), Юпитер (Муштари), Сатурн (Зухал).
Эклиптика - фалак ал-бурудж ("зодиакальный круг").
Гороскоп - тали` ("восходящий").
Углы гороскопа - аутад ("колышки").
Дома гороскопа - буйут.
Афесис - тасйир.
Домификация - тасвийа ал-буйут.


____________________________________


Мифы об арабском гороскопе.

Составители арабских гороскопов использовали знания индийских астрологических школ. Это не совсем так. На формирование арабской астрологии (и, как следствие, на методику составления гороскопов), которое, по утверждению исследователей, началось в конце VII - начале VIII вв. н.э. оказала влияние не только индийская, но и эллинистическая астрологическая система. Например, труд Птолемея «Megale Syntaxis» («Великое построение») был переведен на арабский язык еще в 872 году, и именовался «Аль Маджисти» («Величайшее»).

Некоторые знания были почерпнуты арабскими астрологами из трудов жителей империи Сасанидов (в наши дни - территория Ирана и Ирака). Кроме того, исследователи полагают, что имело место и обратное влияние: в XIII веке обогащенная новыми идеями арабская астрологическая традиция, благодаря походу монголов-завоевателей, проникла в Китай, Индию и другие азиатские страны.

Наиболее известным центром активности астрологов и астрономов являлся Багдад. Во-первых, изучением звезд и составлением гороскопов в древности занимались во многих странах востока. Во-вторых, центр наибольшей активности в зависимости от политических и экономических факторов периодически менял местоположение.

Если в VIII - IX вв. н.э. многие ведущие ученые (в том числе и астрологи) действительно обосновались в Багдаде, то в XI в. пальма первенства в этом вопросе принадлежала Испании. В XIII - XV вв. наибольший интерес к астрологии и астрономии проявляли в Сирии (центром астрологических изысканий был Дамаск), Каире, Египте, а в конце XV в. - в Османской империи (наиболее именитые астрологи обосновались в Стамбуле).

Самые выдающиеся исламские астрологи были арабами. Ошибочное мнение. Среди людей, посвятивших свою жизнь наблюдению за звездами и составлению гороскопов, и, соответственно, внесших свою лепту в развитие арабской астрологии, были и представители других национальностей, выходцы из разных стран мира.

Например, Абрахам Бен Меир Абен Эзра, родившийся в Испании и оказавший влияние на средневековых астрологов не только мусульманских стран, но и христианского мира, был евреем. К той же национальности принадлежал Якоб бен Тарик, основавший в Багдаде астрологическую школу. Ризкаллах ан-Наххас - египтянин, Хубайш ибн Мухаммад ат-Тифлиси, успешно подвизавшийся при дворе султана в Турции, был уроженцем Тбилиси (Тифлиса), Ибн ал-Банна родился в Марокко и т.д.

Арабские ученые оказали существенное влияние на развитие астрологической науки в странах Европы. Да, благодаря тому, что в XI-XII вв. испанцы занялись переводами произведений арабских ученых, и получили доступ к сочинениям Платона, Птолемея и Аристотеля (которые уже давно были переведены и изучены астрологами исламского мира). Потому астрологи-европейцы времен позднего Средневековья и эпохи Возрождения составляли гороскопы и предсказания, опираясь на знания, почерпнутые из трудов астрологов-арабов. Кроме того, следует упомянуть, что именно благодаря распространению исламской культуры в странах Средней Азии, Африки и Ближнего востока способствовало повсеместному проникновению астрологических знаний на эти территории.

В странах ислама астрология издревле была под запретом, а составление гороскопов строго преследовалось.
По этому вопросу мнения исследователей расходятся. Одни считают, что на первых порах ислам спокойно уживался с астрологическими изысканиями. Имели место даже толкования некоторых стихов Корана, производимые астрологами, а изобретение астрологии приписывали пророку Идрису. Во времена халифа Аль-Мансура (полное имя - Абу Джафар Абдаллах ибн Мухаммад), почитавшегося величайшим правителем и построившего Багдад, и его внука Гаруна аль-Рашида (носившего прозвище «Справедливый»), в столицу халифата были призваны многие известные деятели искусства и ученые (в частности математики, астрологи и астрономы).

Также на арабский язык переводились трактаты известных греческих, египетских и индийских астрологов. В 777 г. именно в Багдаде Якоб бен Тарик основал первую школу, в которой студенты постигали премудрости составления гороскопов, создания зидж (астрономических таблиц, дополненных руководством, позволяющим истолковать гороскоп) и т.д. Также и в школе, основанной ат-Туси (полное имя - Абу Джафар Мухаммад ибн Мухаммад Насир ад-Дин ат-Туси, один из величайших ученых Персии, который, согласно предположению, стал прообразом легендарного Ходжи Насреддина) в 1259 году в Мадраге (Азейбарджан) среди прочих дисциплин изучалась и астрология.

Однако через некоторое время астрология все дальше отходила от астрономии и все теснее переплеталась с магическими традициями, что, по мнению исследователей, и вызвало негативное отношение со стороны священнослужителей.
Другие ученые полагают, что уже в эпоху Средневековья не только астрология, но и астрономия подвергалась гонениям со стороны исламских богословов. Однако при этом следует упомянуть, что потребность в астрономических вычислениях возникла именно в исламский период, потому что, во-первых, возникла надобность в составлении календаря, содержащего информацию о точных датах религиозных праздников, начала и завершения постов и т.д.

Да и сведения о времени молитв (которые должны были произноситься правоверными в строго определенное время суток) можно было получить, лишь произведя некоторые астрономические вычисления. Во-вторых, именно астрономы могли указать всякому человеку, желающему посетить священный город Мекку, точное направление движения (кыблы).

Как бы там ни было, в наши дни запретным действием (харамом) считается не только составление гороскопов или выполнение иных астрологических расчетов, но и посещение астролога (которого за попытки прозреть будущее приравнивают к гадалкам и магам). Запрещено также ношение украшений с изображением знаков Зодиака или других астрологических символов, чтение и даже случайное прослушивание гороскопов.

Древние арабские астрологи могли составить не только личную натальную карту, но и гороскоп местности или города. Из трактатов по астрологии, написанных арабскими учеными, следует, что изучение влияние небесных светил на судьбу стран и городов действительно проводилось. Например, Аль-Бируни (полное имя - Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни; житель Хорезма (Газни, территория современного Афганистана), автор выдающихся трудов по астрономии и астрологии, математике, минералогии, геологии и т.д.) в трактате «Наука о звездах» упоминал о том, что определенной местности покровительствует то или иное светило и знак Зодиака.

Такое соответствие, по его мнению, можно было проследить, изучив особенности данной местности (упомянутые соответствия были отслежены еще астрологами-шумерами и учеными Древнего Египта).

В произведении Альбумазара (полное имя - Абу Машар Джафар ибн Мухаммад ибн Умар аль-Балкхи; астролог, астроном и математик из Персии) можно найти сведения о влиянии на ту или иную местность определенных знаков Зодиака.

Например, созвездие Рыб (которому соответствуют побережья рек и морей, водные пути, святые места) по его мнению, покровительствует Египту, Александрии, частично - Франции, морю Йемена, а также Табаристану (южное побережье Каспия), областям, находящимся севернее Джурджана (Каспийского моря), большей части Византийской Империи, землям, простирающимся от нее до Сирии. Под влиянием Стрельца (покровителя гористой местности и огнепоклонников) находятся Исфахан (центральные области Ирака), Багдад и Джибал (провинция в древней Мидии, ныне - запад Ирана) и т.д.

Но составление хотя бы приблизительного гороскопа какого-либо локального геологического образования (например, реки или скалы, возраст которых в те времена определить было попросту нереально) арабские ученые считали практически невозможным. Гороскопы городов, по мнению астрологов-арабов, составлять очень и очень сложно, поскольку мало кто помнит в точности время начала строительства, а значит, погрешность в вычислениях может быть большой, что в итоге приведет к получению информации, не соответствующей действительности.

Зодиак в арабских странах отличается от индийского или европейского «Круга зверей».
Данная точка зрения возникает у людей, рассматривающих изображение зодиакальных созвездий (которые в арабской астрологии именуются «бурудж» (замки)), созданные арабскими астрологами и не встречающих, например, очертаний Близнецов или Девы. Однако следует учесть, что в исламских странах существует запрет на изображение человеческих фигур. Потому, дабы не противоречить постулатам веры, астрологи и астрономы изображали созвездие Девы, именовавшейся Сунбула - «Колос» или «Тюльпан» (которую чаще всего на картах звездного неба представляли в образе молодой женщины с колосом пшеницы и горящим светильником в руках) в виде пшеничного снопа.

Близнецов или Джауза (которые в индийской астрологии символизировали Кришну и Радху, его возлюбленную, и, следовательно, ассоциировались с мужчиной, вооруженным дубиной, и женщиной, держащей в руках арфу; эллины же изображали 2 мужские фигуры братьев-близнецов Кастора и Полидевка (Полукса)) заменяют парой павлинов, а Водолея, названного арабами Далв - «Ведро» (этот знак традиционно представляли в виде мужчины, держащего сосуд с водой) - изображением ишака, несущего на спине 2 корзины.

Однако в описаниях качеств вышеупомянутых зодиакальных созвездий можно встретить характеристику «человеческий», подразумевающую, что в изображении данного знака имеет место человеческая фигура или ее часть (как в знаке Стрельца). Кроме того, в некоторых книгах (например, в трактате ас-Суфи (полное имя - Абу-л-Хусайн Абд-ар-Рахман ибн Умар ас-Суфи) «Книга неподвижных звезд») можно увидеть и традиционные (в виде человеческих фигур) изображения некоторых созвездий - Близнецов и Девы, Волопаса и Цефея, Геркулеса и т.д.

Арабский гороскоп дополняет характеристику знаков Зодиака соответствием тому или иному виду оружия.
В наши дни действительно можно встретить вариант гороскопа, именуемого «арабским» или «исламским», в котором указывается, что каждому из 12 знаков соответствует тот или иной вид оружия (например, Овну - кинжал, Тельцу - булава, Близнецам - палица, Стрельцу - лук и т.д.). Однако информация такого рода в трудах арабских астрологов отсутствует.

И, хотя соответствия между знаками Зодиака и различными веществами либо предметами астрологи-мусульмане действительно отслеживали, но с различными видами оружия (за исключением Стрельца, которому соответствует лук, стрелы, копья и все оружие в целом и Льва, который покровительствует броне) не ассоциировали. По мнению Аль-Бируни, например, Овну соответствуют пояса, короны и диадемы, Тельцу - ожерелья, Близнецам - браслеты и т.д.

Лунные стоянки в арабском гороскопе соответствуют знакам Зодиака, что отражено в их названиях.
Во-первых, названия лунных стоянок чаще всего связаны с определенной группой звезд в том или ином созвездии. Т.е. термин «Луна в Овне», например, в арабской астрологии не встречается. А вот лунную стоянку под названием Ал-Натх или «Рог» (речь идет о бете и гамме Овна, которые, согласно астрономическим картам арабов, находятся на его рогах) можно найти. Имеются также Аль-Кальб или «Сердце» (Антарес, альфа Скорпиона), Аш-Шавла или «Жало» (группа звезд, соответствующая «хвосту» Скорпиона) и т.д.

Во-вторых, следует учесть, что 28 (в некоторых источниках - 27) лунных стоянок в некоторых случаях именуются согласно представлениям древних арабов о границах созвездий. Потому, например, стоянка в Близнецах именуется Аз-Зира или «Два локтя» (это звезды Кастор и Поллукс в Близнецах а также Порцион в Малом Псе), однако принадлежат упомянутые части тела вовсе не Близнецам, а Льву. Следующая стоянка в созвездии Рака именуется Ан-Насра или «Ноздря» (туманность Ясли и близлежащие звезды), однако и сами «ноздри» и «вырывающийся из них пар» (которым считали вышеупомянутую туманность) опять-таки относятся к древним границам созвездия Льва.

И, наконец, существуют лунные стоянки, находящиеся вне границ знаков Зодиака. Например, Аль-Хака или «Завиток» - группа звезд, формирующая кольцо возле лямбды Ориона. Стоянка Аль-Фарг аль-Мукаддам («Передний отток» /в ведре/ - названа так потому, что в кожаном ведре арабов было несколько отверстий, в которые изнутри вставлялась деревянная распорка), относящаяся к Водолею, на самом деле находится в созвездии Пегаса. В группу звезд Сад ас-Сууд («Счастье счастий»), где расположена одна из лунных стоянок, входит бета Дельфина и т.д.

В гороскопе, составленном арабским астрологом, одним из наиболее значимых факторов считаются Арабские части. Это не совсем так. Арабские части (Парсы), представляющие собой точки на астрологической карте, находимые путем определенных вычислений, действительно учитываются арабскими (и некоторыми европейскими) астрологами. Однако они не являются первостепенными и наиболее значимыми составляющими гороскопа.

В хорарной (от лат. hora - «час», или интеррогативной, дающей ответ на определенный вопрос) астрологии Арабские части вычисляются в том случае, когда планетарные показатели не дают достаточно информации для толкования карты.

В натальной (от лат. natalis - «cвязанный с моментом рождения») астрологии Арабские они помогают специалисту более глубоко понять душевные порывы и внутренние мотивы человека (намерения, размышления, подсознательные стремления и т.д.). Также Арабские части используются в астрологии прогнозирования (для определения наиболее подходящего времени торговых операций) и мунданной астрологии (от лат. mundus - «мир») для более точной интерпретации тех или иных мировых событий.

Арабские части были изобретены астрологами-арабами. Ошибочное мнение. Исследователи утверждают, что вычисления показателей, идентичных Арабским частям, проводилось еще в 300 г. до н.э. и, возможно, еще раньше - в греко-римский языческий период. Упоминание о Частях можно встретить в «Книге Гермеса» и «Пятикнижии» (I век н.э.) известного античного астролога Доротея Сидонского.

При составлении арабского гороскопа астролог мог добавить к основным вычислениям более 20 Арабских частей. На самом деле Арабских частей насчитывалось гораздо больше. В одних источниках указана цифра 128, а в трактате Аль-Бируни можно встретить упоминание о 143 Арабских частях (которые он именовал «лотами»). Столь большое их количество приводило к тому, что зачастую неопытные практики акцентировали внимание на вычислении Арабских частей, в ущерб чтению основных показателей гороскопа.

В наши дни такое положение вещей также имеет место, особенно если речь идет о компьютерных программах, производящих вычисление автоматически. В результате человек, например, на вопрос «Когда я женюсь?» получает ответ, с указанием положения не только Части Брака, но и всех заложенных в программу Частей (в том числе Части Смерти, Части Развода, Части Хирургии, Частей Товаров (например, картофеля или чечевицы) и т.д.).

Вышеописанная проблема усугубляется тем, что некоторые особенности составления гороскопов с течением времени изменились, и в результате точно вычислить, и интерпретировать Арабские части стало несколько сложнее. Например, с начала XIX века астрологи перестали различать дневные и ночные астрологические карты, в то время как древние астрологи, в зависимости от вида карты (если Солнце над горизонтом - дневная, под - ночная) для вычисления одной и той же Арабской части использовали различные формулы.

Арабские части не оказывают воздействие, а лишь подвергаются ему. Это действительно так, поскольку Часть - математически вычисленная точка в пространстве, не излучающая свет и не имеющая физического воплощения. Однако в некоторых случаях между Частью и событием, на которое она указывает, можно наблюдать прямую связь.

Арабские астрологи могут предсказать время женитьбы или смерти человека, ориентируясь по расположению в его гороскопе соответствующих Арабских частей. Это не совсем так. И время женитьбы, и час смерти (в некоторых случаях - с точностью до минуты и с указанием причины) действительно можно вычислить по натальной карте, но Арабские части в данных вычислениях обычно не играют ни первостепенную, ни вообще значимую роль.

Например, Часть Брака Может дать описание взаимоотношений двух людей, однако для получения информации о времени события придется произвести другие вычисления (определить характеристики аспекта между сигнификаторами мужчины и женщины).

А, руководствуясь только вычислением положения Части Смерти, невозможно точно определить время, когда клиент перейдет в мир иной (хотя иногда можно, например, посоветовать клиенту отложить запланированную операцию, если будет обнаружено, что Часть Смерти находится в одном и том же градусе, что и Часть Хирургии). На такое серьезное событие, как смерть, обычно указывают иные сочетания звезд в натальной карте - на них и стоит обращать особое внимание.
blossom
Ответить

Вернуться в «Астрология. Разное.»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

cron