Из фольклорного сборника Йоуна Аурнасона «Исландские народные предания и сказки».

#1
«Истории о природе» (Náttúrusögur)
Истории о растениях (Grasasögur).
Точно так же как и устные рассказы об отдельных животных, ходят и истории о растениях; впрочем, значительно меньше сказаний о жизни растений, чем о жизни животных, о растениях рассказывают значительно меньше и менее содержательно, чем о животных. В устных преданиях я слышал упоминания только тех видов растений, что здесь названы.

А. Древесные виды (Viðartegundir).
Рябина (Reynirinn)
Из древесных видов больше всего рассказов о рябине, потому что немалая вера была в неё как в древности, так и в недавнее время, да и по сей день. Она имеет своего рода святость сама по себе и примечательно, что именно она спасла жизнь Асатору, когда он переходил вброд реку Вимур ко двору Гейррёда и вот почему рябину с тех пор называют, разумеется, в знак уважения, «спасенье Тора», как говорится в Эдде. Хотя то, что написано в Саге о Стурлунгах, делает её ещё более священной и возвышенной, поскольку Гейрмунд-кожа-как-у-Хель всегда видел сияние над рябиновой рощей, которая выросла в одной долине, где позднее была построена Скардскиркья (церковь на Перевале), что в Скардстрёнде. Так как он был язычник, тот свет был ему не по нраву, но даже такой влиятельный и могущественный хёвдинг, каким был Гейрмунд, не решился искоренить те рябины, он желал извести их в своих владениях, но так и не смог ничего сделать; да побил своего пастуха за то, что тот хлестал скот Гейрмунда рябиновым прутом. В более позднее время рябина считалась одним из наиболее надёжных доказательств невиновности, когда она прорастала на могиле того человека, который был обвинён и казнён без доказательства виновности при жизни; и вот истории об этом.

Брат и сестра с островов Вестманнаэйар. В прежние времена, говорят, брат и сестра из хорошего рода жили в Вестманнаэйар*. Так случилось, что девушка забеременела в отчем доме; так как брат с сестрою очень любили друг друга, злые языки пустили слух, что брат обрюхатил девушку. Эти слухи дошли до прокурора островов и он тотчас приехал расследовать это дело. Не помогло ни то, что брат отрицал свою вину в этом преступлении и яро доказывал свою невиновность, ни то, что сестра оправдывала его от всех обвинений и называла имя другого человека, который тогда покинул острова. Поскольку в те времена обычно придавали большое значение кровосмешению здесь в стране, и хотя представители власти не имели никаких доказательств их вины, кроме подозрений, каждый из них вынес смертный приговор обвиняемым, один за другим, так и произошло здесь. Те брат и сестра были приговорены к смертной казни и приговор был исполнен.
Но говорят, что оба они слёзно молили бога на месте казни, доказать их невиновность после того как они будут преданы смерти, даже если люди не хотели верить в неё при их жизни; также они попросили своих родителей проследить, чтобы их похоронили на церковном кладбище. Затем они были казнены и, после долгого траура и, похоже, больших пожертвований церкви и духовенству, которые в то время были общеприняты, родителям было позволено похоронить детей на церковном кладбище, но всё же не могли они оба лежать в одной могиле, но дóлжно было похоронить одного на юге от церкви, а другого – на севере от неё, так и было сделано.
Когда прошло некоторое время, люди стали примечать, что молодые рябинки проросли из могил брата и сестры, и поднимались они так сами по себе, пока их ветви не соединились над коньком церковной крыши; и считалось, что разрешив рябиновым деревцам, которые, как было известно, не сажала ни одна человеческая рука, расти, как им вздумается, бог хотел показать невиновность брата и сестры живущим. А то, что те деревца клонились друг к другу над коньком церковной крыши и соединили там листья и ветви, казалось, указывает на невинное и ласковое единство брата и сестры при жизни и на их желание лежать в одной могиле после смерти. Так росли и стояли те рябины долгое время, до тех пор, пока Турецкие псы не пришли с разбоем в Вестманнаэйар в начале XVII века, похищали там скот и людей, и совершали множество преступлений, как известно; одним из них, повествует сказание, было то, что Турки срубили обе рябины на церковном кладбище и угрожали вернуться на острова с не меньшими грабежами и захватами, как только эти деревья вырастут такими же высокими в следующий раз. Но у людей нет рассказов о том, что деревья когда-либо прорастали после того и это считается величайшей милостью божьей, потому что если бы это произошло, турки могли бы исполнить свои угрозы.
_______________________
*Вестманнаэйар – небольшой архипелаг к югу от Исландии и город на нём.

В этой теме есть ещё 10 сообщения (-й, -е).

Вы должны быть зарегистрированным пользователем и войти в систему, чтобы просмотреть сообщение (-я) в этой теме.


Регистрация Вход
 
Ответить

Вернуться в «Теория исландской магии»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость