Несколько слов о исландской магической традиции

#1
Исландская магическая традиция в том виде, в котором мы её знаем из гримуаров, этнографических и фольклорных сборников, не ограничивается применением гальдраставов. В ней богато представлены заговорная (прозаическая и поэтическая), ритуальная и развёрнутая мифологическая системы. Это некий синтез скандинавской культуры и чужеземных влияний, привнесённых с переводными книгами в XIII – XIV веках, пережитков языческих верований и христианства. Расцвет этой традиции, на мой взгляд, приходится на XVII в. Мировоззрение исландцев того времени прекрасно иллюстрирует заговор из Стокгольмского гальдрабука, листы 25v – 26r: Til þessa hjálpi m[ér] allir guðir, Þór, Óðinn, Frigg, Freyja, Satan, Belsebupp og allir þeir og þær sem Valhöll byggja. Í þínu megtugasta nafni, Óðinn. (В том помогите мне все боги, Тор, Один, Фригг, Фрейя, Сатана, Вельзевул и все те, кто населяет Вальхаллу. Твоим наимогущественнейшим именем, Один).
В целом же исландская магия мало отличается, скажем, от шведской народной магической традиции (Trolldom) или русского деревенского колдовства.

Собственно изображение гальдрастава ещё не есть магия. То есть это важная и иногда основная, но только часть действа. Действа, в которое может входить и применение особенных растений, животных или минералов, и изготовление магических орудий, и произнесение специальных формул и заговоров, и обращение к различным духам, богам и прочим сущностям.

Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров, зафиксированных в Исландии на протяжении последних восьми столетий:
Пресловутый приворот Скирнира (Поездка Скирнира 26-36), который будучи сам по себе образцом магической аллитеративной поэзии, содержит упоминания и магического жезла (tamsvöndur), и графической магии («Þurs ríst ek þér ok þría stafi…»), и обращение к сущностям. (считается, что текст сочинён в VII – X в., записан в XII в.)
Есть ещё замечательный приворот в Galdrabókin í Stokkhólmi (лист 21), в нём и ритуальное действие (сделать ямку в полу, где она ходит и поместить туда «кровь копья йотуна»), и обращение к Одину («Þess bið eg Óðinn…»), и вырезание гальдраставов. (XVII в.)
Рецепты из Galdraskræða Skugga:
№ 21 «Stafur til að vekja upp með, reka út illa anda, og koma niður draug», в котором гальдрастав изображается достаточно сложными «ченилами» из смеси равных частей крови тюленя, песца и человека, а так же присутствует виса, правда позаимствованная из "Саги о епископе Арни сыне Торлака"(Árna saga biskups Þorláksson).
№ 95 «Stafur til að vekja upp með», в котором нет заговора, зато детально разработана ритуальная часть. (XX в.)

Я намеренно подобрал наиболее «полные» рецепты, чтобы продемонстрировать как бы идеальный вариант. На сегодняшний день далеко не ко всем гальдраставам известны столь подробные рекомендации, для некоторых сохранились только названия, более того, весьма вероятно, что многие ставы изначально не содержали развёрнутых прописей. Однако при работе с исландскими магическими знаками мне кажется чрезвычайно важным соблюдение некоего «духа» традиции, выраженного хотя бы в подборе материалов и орудий, обращении к «правильным» сверхъестественным существам.
Последний раз редактировалось Vadim 20 мар 2016, 11:14, всего редактировалось 1 раз.

В этой теме есть ещё 15 сообщения (-й, -е).

Вы должны быть зарегистрированным пользователем и войти в систему, чтобы просмотреть сообщение (-я) в этой теме.


Регистрация Вход
 
Ответить

Вернуться в «Теория исландской магии»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя

cron