Анима и Анимус

#1
Анима и Анимус - это представление о себе как о мужчине или женщине, Анима /у мужчин/ имеет обычно феминическое, а Анимус /у женщин/ - маскулинистическое содержание. По Юнгу, каждый мужчина, в глубине своей души, в своем бессознательном - женщина, а каждая женщина - мужчина.
Изображение

Каждый мужчина несет в себе вечный образ женщины - не той или иной определенный женщины, но образ женщины как таковой. Этот образ отпечаток или "архетип" всего родового опыта женственности, сокровищницы всех впечатлений, когда-либо производившихся женщинами. Поскольку это образ бессознателен, он всегда также бессознательно проецируется на любую женщину, он является одним из главных оснований привлечения и "отталкивания". Анима и Анимус - наиболее древние архетипы, они ориентированы своим острием к глубокому бессознательному, так же как Персона к внешней среде, и оказывают большое влияние на поведение индивидуума.
Позитивные качества Анимы: Покровительство, Забота, Красота. Негативные: поглощение, пожирание, мистическая ведьминская натура / мать-разрушительница; Медуза Горгона/. Мужчина боится в себе разрушительной - негативной Анимы с чертами коварства и обмана.
Когда мальчик инициирован мужским обществом, он определяется в мужской среде, но он боится вновь быть захваченным матерью. Если он возвратится к матери, то он будет отторгнут мужской средой.
Анима имеет четыре формы проявления:
1. Первая ступень ее развития - образ Евы - природное, стихийное начало, неспособность к рефлексии, моральным размышлениям, стремление только к чувствам, переживаниям. Эта ступень дает природное, биологическое начало способность к деторождению.
2. Вторая ступень - это Елена Прекрасная, Елена Троянская, олицетворяющая красоту и эротическую привлекательность, страстную романтическую любовь. Такая любовь слепа и не думает о последствиях, она способна на жертвенность и не лишена духовности. Но союз с Еленой как мы знаем, не принес счастья ни Менелаю, ни Парису. Сюда же можно отнести образы Изольды, Джульетты и т.д.
3. Третья ступень соответствует Деве Марии, плодотворящей любви, поднимающей эрос до высот духовности. Воплощенная в женщине одновременно Мать и Дева - заботливая, любящая, прекрасная, духовно богатая.
4. Наконец четвертая ступень - это София, премудрость Божия. Образ Мудрости, идущий от гностиков, прекрасно описан в православии.
Анимус у женщин тяготеет к сфере разума и убеждений, формирует мнения, участвует в принятии важных решений и, в определенной степени, структурирует весь ее жизненный путь. Влияние Анимуса сказывается в сфере ценностей и идеалов, в установках, связанных с воспитанием детей. Типичная сфера его власти - профессиональная карьера женщины.
Подобно Аниме, Анимус также характеризуется четырьмя ступенями развития:
1. На первой ступени он воплощает красоту, физическую мощь мужчины, значимость тела и силы /супермены/.
2. На второй ступени к внешней стороне добавляется духовное содержание и перед нами романтический герой, подобный Байрону, благородный разбойник, сыщик, отважный путешественник.
3. Третья стадия соответствует социально успешному, часто богатому и удачливому в делах мужчине, такой Анимус проецируется на видных общественных деятелей, бизнесменов, писателей и проповедников.
4. Последняя, четвертая стадия представлена Фигурой мудрого учителя, советчика, духовного руководителя.
Анииа и Анимус в сновидениях представлены фигурами противоположного пола сновидцу. Поскольку генетически эти архетипы тесно связаны с отцом и матерью ребенка, то в сновидениях могут принимать родительские образы.
Духовно зрелый мужчина имеет развитую Аниму и обладает тонкостью, чуткостью, обонянием, творчеством и созиданием. Неразвитая Анима у незрелой личности - капризна, мнительна, грубо эротизирована и деструктивна.
Психологически зрелая женщина имеет развитый Анимус, который играет роль мудрого советчика и помощника, дарующего уверенность в собственных силах.
Неразвитый Анимус у женщины выражается в злом, разрушительном влиянии.
Самость - архетип целостности личности. "Самость означает всю личность. Вся личность человека не поддается описанию, потому что его бессознательное не может быть описано". По Юнгу "сознательное и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть Самость".
Самость объединяет сознательное и бессознательное, она является центром целостности "Я" как Эго-центр сознания.
В сновидениях Самость может проявляется в виде определенных знаков, которые может распознавать любой человек; это некий символ, к которому человек чувствует трепетное отношение.
Архетип Самости, представляющий собой психическую целостность и полноту, соответствует образам, символизирующим процесс развития и трансформации - как путь /Дао/, Золотой Цветок, Божественный Младенец, Бог /Христос, Митра, Будда, Брахма/ и олицетворяет гармонию, вечность, святость и красоту.
blossom
Ответить

Вернуться в «Символизм»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость