Символика имеет огромное значение в истории искусства и развивается во времени вместе с культурой. Мировоззрение и мировосприятие средневекового человека отличаются от современных и обладают определенными особенностями, без знания которых невозможно полноценно воспринимать произведения живописи того времени. Смысловая структура символа многослойна и рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего, т.е. зрителя. Сама структура символа направлена на то, чтобы погрузить каждое частное явление в стихию «первоначал» бытия и дать через это явление целостный образ. Если вещь позволяет, чтобы ее рассматривали, то символ и сам словно «смотрит» на нас. Смысл символа нельзя дешифровать простым усилием рассудка, в него надо «вжиться», а чтобы это сделать - символ необходимо знать. Между символом и мифом существует родство; символ и есть миф, - и унаследовал его социальные и коммуникативные функции. Изучая символ, мы не только разбираем и рассматриваем его как объект, но одновременно позволяем его создателю апеллировать к нам: так художник не только вызывает чувства в зрителе, но и делает его сопричастным к происходящему на картине.
В своей статье на примере картин великих художников я расскажу о символах того периода в Европе, когда они стали одним из общекультурных принципов в живописи. Но так как в средневековой живописи христианская символика нашла разнообразные выражения, то повествование начну с краткого освещения христианских символов и канонов.
Символы - это распознаваемые элементы, которые передают конкретное значение, идеи, понятия - служат надежным «языком» во всех визуальных искусствах и особенно в живописи. Несомненно, что некоторые символы возникли у народов самостоятельно; многие сходные символы могут быть объяснены общими психологическими и культурными причинами, например, символ солнца - в виде колеса, молнии - в виде молота; но во многих случаях обнаруживается культурное взаимодействие народов и передача символики путем культурных и торговых связей, монетного обращения, религиозных представлений. Многие символы получили необъятно широкое значение, например, символы креста, орла, рыбы, а такие символы как лилия и роза стали постоянной принадлежностью в изображениях св. Девы Марии; св. Георгий поражает своим копьем морского дракона; нимб окружает головы святых.
Символ обращается не только к разуму, но и к чувствам человека, его подсознанию, порождает сложные ассоциации и часто зависит от эпохи, религии, культуры народа. Если же символ многозначен, то надо брать то из его значений, которое соответствует эпохе, времени, общему строю, духу картины - не противоречит ему и не разрушает его. Символ может быть обозначен числом, свойством, формой. Например, число 7 - символ совершенства и завершённости (семь цветов радуги, семь нот, семь дней недели, семь добродетелей, семь смертных грехов); синий цвет (цвет неба) - символ всего духовного; форма круга, напоминающая солнце и луну - символ божественного совершенства. Другая группа символов - предметы, явления, или действия, а также художественные образы, воплощающие какую-либо идею. Например, оливковая ветвь - символ мира, цветок нарцисса - символ смерти, младенец - символ человеческой души. Свет - символ духовного прозрения, божественной благодати; радуга (встреча Неба с Землей) - символ примирения Бога с людьми, прощения людских грехов. Ткачество символизирует создание вселенной, мира, определение судеб всего сущего; рыбная ловля - обращение в свою веру (Христос научил своих учеников быть «ловцами человеков»). Художественный образ кентавра - символ низменных страстей, распрей (если изображён с колчаном, стрелами и луком), в религиозных композициях - символ ереси. Символ связан с внешними признаками предмета и всегда отражает его глубинную сущность. Например, сова - ночная птица, поэтому одно из её символических значений - сон, смерть.
Форма, тематика, содержание искусства были тесно связаны с религией и находились под строжайшим контролем церкви, поэтому в живописи существовали правила и приемы - каноны, которым должен был следовать каждый художник. Типы изображения, композиционные схемы, символика утверждалась и освещалась церковью, но канон вовсе не сковывал мысль средневекового живописца, а дисциплинировал его, заставлял тщательнее уделять внимание деталям. Язык религиозной символики должен был передавать сложные и глубокие понятия духовной реальности. Тогда многие не умели читать, но язык символов прививался любому верующему с детства.
Символика цвета, жестов, изображаемых предметов - это язык иконы. Пропорции лика намеренно искажались. Считалось, что глаза - зеркало души, поэтому глаза на иконах такие большие и проникновенные. Начиная с Рублевского времени вначале XV в. глаза уже не писали так преувеличенно крупно, тем не менее, им всегда уделяется большое внимание. У Феофана Грека некоторые святые изображались с закрытыми глазами или вовсе с пустыми глазницами - таким способом художник пытался передать мысль, что их взгляд направлен не на внешний мир, а внутрь, на созерцание божественной истины и внутреннюю молитву. Фигуры изображаемых библейских персонажей писались менее плотно, немногослойно, намеренно вытягивались, что создавало визуальный эффект их легкости, преодолевало телесность и объемность их тел. Они словно парят в пространстве над землей, что является выражением их одухотворенности, и преображенного состояния. Собственно изображение человека занимает основное пространство иконы. Всё остальное - палаты, горы, деревья играют второстепенную роль, их знаковая природа доведена до максимальной условности. Однако и они несут определенную смысловую нагрузку: гора - символизирует путь человека к Богу, дуб - символ вечной жизни, чаша и виноградная лоза - символы искупительной жертвы Христа, голубь - символ Духа Святого и т.д.
Все живописцы прибегали к символике цвета красок, каждый цвет привносил своё значение и настроение:
- Золотой - цвет, символизирующий сияние Божественной славы, в котором пребывают святые. Золотой фон иконы, нимбы святых, золотое сияние вокруг фигуры Христа, золотые одежды Спасителя и Богородицы - все это служит выражением святости и принадлежащих к миру вечных ценностей;
- Желтый или охра - цвет высшей власти ангелов, наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой;
- Белый - цвет символизирующий чистоту и непорочность, причастность к божественному миру. Белыми пишутся одежды Христа, например в композиции «Преображение», а также одежды праведников на иконах, изображающих Страшный Суд;
- Черный - цвет, символизирующий в одних случаях ад, максимальную удаленность от Бога, в других - знак печали и смирения;
- Голубой - цвет Богородицы, означал тоже чистоту и праведность;
- Синий - цвет величия, символизировал божественное, небесное, непостижимость тайны и глубину откровения;
- Красный - царский цвет, символ власти и могущества (плащ Михаила Архангела - предводителя небесного воинства и Святого Георгия - победителя змея); в других случаях мог быть символом искупительной крови, мученичества.
- Зеленый - символизировал вечную жизнь, вечное цветение, и цвет Духа Святого.
Особый символический смысл имела и жестикуляция, так как жест в иконах передает определенный духовный импульс и несёт определенную духовную информацию:
- Рука, прижатая к груди - сердечное сопереживание;
- Рука, поднятая вверх - призыв к покаянию;
- Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью - знак повиновения и покорности;
- Две руки, поднятые вверх - моление о мире;
- Руки, поднятые вперёд - моление о помощи, жест просьбы;
- Руки, прижаты к щекам - знак печали, скорби.
Это далеко не исчерпывающий материал по символике жестов и цвета (у разных культур они могут отличаться). Не случайно иконы называли «богословием в красках».
Большое значение имели также и предметы в руках изображенного святого как знаки его служения. Так, апостол Павел обычно изображался с книгой в руках - это Евангелие, реже с мечом - символизирующим Слово Божие. У Петра в руках обычно ключи - это ключи от царства Божия. Мученики изображаются с крестом в руках или пальмовой ветвью - символами принадлежности к Царству Небесному, пророки обычно держат в руках свитки своих пророчеств.
_________________________________________
Особый интерес к символизму проявлялся в период перехода от Средневековья к Возрождению. Одним из самых крупных представителей раннего итальянского Возрождения является Андреа Мантенья (род. ок. 1431 - 1506).
Рассмотрим картину «Моление о чаше». Сюжет этой картины достаточно традиционен, но решён он совершенно необычно, особенно в сравнении с художниками Средневековья. Христос помещён на заднем плане, да ещё спиной к зрителям. На первом же плане - спящие ученики Пётр, Иоанн и Иаков. У них ещё много человеческих слабостей и они изображены без нимбов - символов святости. Таким образом, Мантенья показывал, что для него самое главное – это духовное совершенствование учеников.
В картине много символов. Так, скала, на которой молится Христос, означает твёрдость в вере, сон - символ духовной смерти. На заднем плане - ангелы, один из них держит крест, показывая, что именно на кресте умрёт Христос. Сухое дерево со стервятником предвещает смерть, а ветка с зазеленевшим побегом указывает на скорое воскрешение; смиренные кролики, сидящие на дороге, по которой пройдет отряд римских воинов, чтобы взять Христа под стражу - говорят о кротости человека перед лицом неминуемой смерти. Три пня, оставшиеся от только что срубленных и уже унесенных деревьев, напоминают о готовящемся распятии. На первом плане из бесплодной скалы пробиваются ростки травы, за учениками - молодое деревце - это символы новой жизни. Фигуры нарисованы в обычной для художника манере и кажутся вырезанными из камня, в их одеждах резко очерчена каждая складка. Фоном служит изображение сада с темной листвой. По своему тону, эта зелень контрастирует с нежно-зеленым светлым небом, что вызывает ощущение глубокой печали и некой обреченности.
Другой подход к символизму периода от Средневековья к Возрождению можно увидеть на картинах Иеронимуса (Иероним) Босха (род. ок. 1450/1460 - 1516). Настоящее имя Йероен Антонисзаен ван Акен, но художник подписывал свои произведения псевдонимом.
Иероним Босх - выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. Его картины тоже религиозны и на них часто изображены святые и христианские мученики, но это уже не совсем библейские сюжеты. Художественный язык Босха никогда не укладывался целиком и полностью в средневековые символические толкования. Художник часто употреблял определенные символы в значении обратном общепринятому, а также изобретал новые символы. Может быть, поэтому его и называли «мрачным фантастом», «почетным профессором кошмаров», однако современные сюрреалисты видели в Босхе своего духовного отца и предтечу.
Иероним Босх создал в 1503 году картину - триптих «Сад земных наслаждений», в котором своеобразное видение мира проявилось в полной мере. Вместо полагающейся фигуры Христа здесь изображена земная жизнь людей во всём её грешном «великолепии». С боковых частей изображены рай и ад. Таким образом, взгляд зрителя направлен не от левого края к правому, который бы создавал впечатление бесконечного ряда мучений (Сотворение мира - жертва Христа - Страшный суд), а от центра к краям, и мораль её можно выразить словами: «Что заслужил, то и получишь».
Композиция левой створки продолжает тему сотворения мира, рождения человека и изображает сцену «Сотворения Евы». Разные животные пасутся среди зелёных холмов, на фоне фантастического пейзажа Рая, вокруг водоёма с причудливым сооружением. Это - Фонтан жизни, из которого выбираются на сушу разнообразные существа. На переднем плане, около Дерева познания, проснувшийся Адам в изумлении смотрит на Еву, которую ему показывает Бог. Как обычно у Босха, никакая идиллия не существует без предзнаменования зла, и мы видим яму с тёмной водой, кота с мышью в зубах (кот - жестокость, дьявол). Выросшая на загадочной оранжевой скале чахлая пальма диагонально противоположна пальме цветущей. Несколько происшествий отбрасывают мрачную тень и на мирную жизнь животных: лев пожирает оленя, дикий вепрь преследует загадочного зверя. И над всем этим возвышается источник Жизни - гибрид растения и мраморной скалы, парящая готическая конструкция, установленная на темно-синих камнях небольшого острова. На самом верху ее - едва заметный полумесяц, но уже изнутри ее выглядывает, подобно червяку, сова - вестник несчастья.
Центральная часть триптиха - собственно «Сад радостей земных» - представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. С человеческими фигурами смешались звери неестественных пропорций, птицы, рыбы, бабочки, водоросли, огромные цветы и фрукты. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии. Здесь есть пруд роскоши и фонтан, цветы абсурда и замки тщеславия. На втором плане - пёстрая кавалькада многочисленных обнаженных всадников, которые едут на оленях, грифонах, пантерах и кабанах - не что иное, как круговорот страстей, проходящих через лабиринт наслаждений. Третий план (самый дальний) - венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев - символизируют греховную сексуальность, лишенную света божественной любви; лодка-яблоко, в которой уединяются любовники, формой напоминает женскую грудь; птицы становятся олицетворением похоти и разврата, рыба - символом беспокойного вожделения, раковина является женским началом. В нижней части картины молодой человек обнял огромную землянику. Смысл этого образа станет нам понятен, если мы вспомним, что в западноевропейском искусстве земляника служила символом чистоты и девственности. Стеклянная сфера стального цвета - символы из голландской поговорки: «Счастье и стекло - они недолговечны».
На правой створке показан Ад и представляет собой третью стадию грехопадения, когда сама земля превратилась в ад. В центре находится огромная фигура монстра - это «гид» по Аду, главный «рассказчик». Его ноги - это полые стволы деревьев, и опираются они на два судна. Тело сатаны - вскрытая яичная скорлупа, на полях его шляпы демоны и ведьмы то ли гуляют, то ли танцуют с грешными душами… Или водят вокруг огромной волынки (символ мужского начала) людей, повинных в противоестественном грехе. Вокруг властителя Ада происходит наказание грехов: одного грешника распяли, пронзив его струнами арфы; рядом с ним краснотелый демон проводит спевку адского оркестра по нотам, написанным на ягодицах другого грешника. Музыкальные инструменты (как символ сладострастия и разврата), превращены в орудия пытки. В высоком кресле сидит монстр с птичьей головой карающий обжор и чревоугодников. Ноги свои он засунул в пивные кувшины, а на его птичью голову надет котелок. И наказывает он грешников, пожирая их, а затем они погружаются в яму. Безобидный кролик (на картине он превосходит своим размером человека) в христианстве был символом бессмертия души и изобилия. У Босха он играет на рожке и опускает грешника головой вниз в адский костер. Гигантские уши несущие большой нож, размалывают тела проклятых и служат предзнаменованием несчастья. Ниже, на ледяном озере, человек балансирует на большом коньке, который несёт его к проруби. Огромный ключ, прикрепленный к древку монахом, выдает стремление последнего к браку, запрещенному для представителей духовенства. Беспомощная мужская фигура борется с любовными приставаниями свиньи, в одежде монахини.
«В этом ужасе нет спасения для погрязших в грехах» - говорит пессимистически Босх. Если Мантенья использовал сплошь библейские символы, то у Босха они становятся «материалистическими». Но материализуются они совершенно на индивидуальный манер. В его картинах так много неоднозначного и таинственного, что о Босхе до сих пор порой говорят как о человеке, побывавшем на Страшном суде. Но «выступая в своем искусстве как мыслитель, он глядел на мир глазами художника». Его персонажи похожи на кошмарные образы Апокалипсиса и в то же время - на веселый карнавал чертей. Однако при всём множестве толкований смысла «Сада радостей земных» ни одно из них не может полностью охватить все образы картины.
____________________________________________
Пейзажный жанр в изобразительном искусстве так же был пронизан философскими идеями, своеобразными метафорами и символами. Мастером пейзажа с символами, в том числе христианскими, является художник Каспар Давид Фридрих (1774 - 1840), один из лидеров романтизма в немецком изобразительном искусстве. На его полотнах древне-языческая и средневековая история проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной или рассветной дымкой.
На своей картине «Крест в горах» художник изобразил суровую скалу, на вершине которой стоит уходящее высоко вверх распятие. Оно увито плющом и окружено вечнозелеными елями. Солнце опустилось, но его лучи идут вверх и освещают распятие.
Символика образов картины довольно проста, но содержательна по сути, а композиционная организация христианской идеи становится художественным посланием художника. Заходящее солнце и освещенное с Иисусом распятие означают замену Ветхого завета Новым и связь учения Христа с Богом-Отцом. Крест на скале - символ крепкой веры, а зеленые во все времена ели - надежда на Христа. Символика образов рамы, которая специально заказывалась, дополняет значение символов картины. Колосья пшеницы и виноградные лозы указывают на хлеб и вино причастия. Лучистое божественное око на фоне треугольника - символ святой Троицы. Вальтер, современный немецкий исследователь творчества К. Д. Фридриха, в арочном изображении видит идею победы над смертью, умиротворение и справедливость. Сам Фридрих в комментарии к своей работе расшифровывал свою композиционную идею следующим образом: «С учением об Иисусе умер старый свет - время, когда Бог-Отец жил на земле. Больше нет времени, где дух Бога был бы понятен». Фридрих показал в своей картине, как осуществляется понятие Бога в символах, иероглифах природы. Пейзаж рассчитан на его внутреннее прочтение. Художник, используя язык христианских символов, делает возможным субъективное восприятие христианских откровений. Освободившись от всех жанровых ограничений, он попытался обозначить через ландшафт то трудноопределимое в понятии Бог, что было связано с идеей света, универсума и бесконечного. А за этими идеями выстраивается новое представление о божественном начале, мире и человеке, что пришло с романтизмом и стало называться христианским пантеизмом.
Для того чтобы еще приблизиться к философским идеям Каспара Давида Фридриха, следует обратить внимание на образы света в этой картине: око в треугольнике и лучах, солнце за горой и двойную семиконечную звезду. Центральным образом здесь является солнце. Собрав все его семантические корреляции, обнаруживаем, что солнце - пространственно-геометрический центр картины (не случайно, ведь этот образ выражает идею Бога-Отца) - связано с идеей космоса. Личность, человек у Фридриха находится за пределами пространства, изображенного на картине. Но его присутствие, тем не менее, мыслится благодаря образам причастия, ибо колосья пшеницы и виноградная лоза (хлеб и вино причастия) предназначены для человека, чтобы он мог приобщиться к источнику жизни.
Если не обращаться к эзотерике, то останутся не раскрытыми и не понятыми некоторые символы, говоря языком Новалиса, сигнатуры, иероглифы. Прежде всего - семиконечная звезда. Конечно, в сознании христиан семерка связана с символом творения (7 дней творения Создателя). Но семерка двойная, да еще с кругом внутри. Круг есть символ цельности, а вот число 14 в эзотерике никак не фигурирует. Остается предположить, что вторая 7 означает двойственность смысла. И тогда вспоминаем, что семиконечная звезда есть звезда магов, каждый луч которой связан с определенной планетой и часом. У пифагорейцев эта цифра (7) считалась достойной поклонения. Она считалась числом религии - по их представлениям человек управляется семью небесными духами. Она часто называется числом жизни (это как-то связано с тем, что рожденный через 7 месяцев после зачатия ребенок живет, но рождающиеся через 8 месяцев часто умирают). Этим числом объясняется мистическая природа человека: 7= 3 + 4, где 3 есть дух, ум, душа, а 4 есть мир, таким образом, мистическая природа человека состоит из тройного духовного тела и четырехсоставной материальной формы. И конечно, пять ангелов изображены на пальмовом своде не случайно - эта цифра у греков была священным символом света, здоровья и жизненности, пифагорейцы добавляли сюда значение проницаемости. Она также символизирует пятый элемент - эфир. Цифра пять называется равновесием, потому что разделяет совершенное число 10 на две равные части и является символом гармонии в физическом мире. Пентада есть символ Природы, а 5 ангелов, которые составляют эту цифру, возможно, указывают на ее одухотворенность. Вероятно, Фридрих стремился через христианские и нехристианские сигнатуры отразить определенное эзотерическое послание миру.
Автор Moonbluelight
Проблемы с регистрацией? Пишите в тему: http://galdrarun.com/viewtopic.php?f=682&t=11649
О приобретении прошедших семинаров http://galdrarun.com/viewtopic.php?f=814&t=13940
Символы и их значение в живописи
Символика предметов, животных, природных явлений в разных культурах мира.
Перейти
- Информация
- ↳ Информационный раздел
- ↳ Связь с администрацией
- Вопросы и обсуждения по разделам
- ↳ Ссылки по разделам. Навигация
- ↳ Исландская магия
- ↳ Руны
- ↳ Западная магия
- ↳ Астрология
- ↳ Таро
- ↳ Ленорман
- ↳ Трактовка сновидений, оракулы, карты и другие методики предсказаний
- ↳ Деревенское колдовство
- Cеминары. Курсы. Практикумы
- ↳ Семинары
- ↳ Курсы
- ↳ Практикумы
- ↳ Архив
- ↳ Архив объявлений
- ↳ Архив объявлений
- ↳ Архив курсов
- ↳ Kolgrimr
- ↳ Курс хорарной астрологии
- ↳ Курс хорарной астрологии
- ↳ Зодиак
- ↳ Планеты
- ↳ Акцидентальное достоинство
- ↳ Дома
- ↳ Вопросы по домам
- ↳ 1 дом
- ↳ 2 дом
- ↳ 3 дом
- ↳ 4 дом
- ↳ 5 дом
- ↳ 6 дом
- ↳ 7 дом
- ↳ 8 дом
- ↳ 9 дом
- ↳ 10 дом
- ↳ 11 дом
- ↳ 12 дом
- ↳ Курс хорарной астрологии (2 набор)
- ↳ Курс хорарной астрологии (2 набор)
- ↳ Организационные вопросы
- ↳ Зодиак
- ↳ Соответствия
- ↳ Планеты
- ↳ Акцидентальное достоинство
- ↳ Дома
- ↳ Вопросы по домам
- ↳ 1 дом
- ↳ 2 дом
- ↳ 3 дом
- ↳ 4 дом
- ↳ 5 дом
- ↳ 6 дом
- ↳ 7 дом
- ↳ 8 дом
- ↳ 9 дом
- ↳ 10 дом
- ↳ 11 дом
- ↳ 12 дом
- ↳ Курс хорарной астрологии (3 набор)
- ↳ Организационные вопросы
- ↳ Зодиак
- ↳ Соответствия
- ↳ Планеты
- ↳ Акцидентальное достоинство
- ↳ Дома
- ↳ Вопросы по домам
- ↳ 1 дом
- ↳ 2 дом
- ↳ 3 дом
- ↳ 4 дом
- ↳ 5 дом
- ↳ 6 дом
- ↳ 7 дом
- ↳ 8 дом
- ↳ 9 дом
- ↳ 10 дом
- ↳ 11 дом
- ↳ 12 дом
- ↳ Курс хорарной астрологии (4 набор)
- ↳ Организационные вопросы
- ↳ Зодиак
- ↳ Соответствия
- ↳ Планеты
- ↳ Акцидентальное достоинство
- ↳ Дома
- ↳ Вопросы по домам
- ↳ 1 дом
- ↳ 2 дом
- ↳ 3 дом
- ↳ 4 дом
- ↳ 5 дом
- ↳ 6 дом
- ↳ 7 дом
- ↳ 8 дом
- ↳ 9 дом
- ↳ 10 дом
- ↳ 11 дом
- ↳ 12 дом
- ↳ Курс звездной магии
- ↳ Курс звездной магии
- ↳ Планеты
- ↳ Дома
- ↳ Талисманы
- ↳ Ритуал
- ↳ Выбор времени
- ↳ Талисманы неподвижных звезд
- ↳ Incipit liber Hermetis de 15 stellis tractans et 15 herbis et 15 lapidibus et 15 figuris
- ↳ Курс звездной магии (2 набор)
- ↳ Курс звездной магии (2 набор)
- ↳ Планеты
- ↳ Дома
- ↳ Талисманы
- ↳ Ритуал
- ↳ Ритуалы. Примеры
- ↳ Выбор времени
- ↳ Выбор времени. Примеры.
- ↳ Талисманы неподвижных звезд
- ↳ Incipit liber Hermetis de 15 stellis tractans et 15 herbis et 15 lapidibus et 15 figuris
- ↳ Курс звездной магии (3 набор)
- ↳ Курс звездной магии (3 набор)
- ↳ Организационные вопросы
- ↳ Планеты
- ↳ Дома
- ↳ Талисманы
- ↳ Ритуал
- ↳ Выбор времени
- ↳ Выбор времени. Примеры.
- ↳ Талисманы неподвижных звезд
- ↳ Incipit liber Hermetis de 15 stellis tractans et 15 herbis et 15 lapidibus et 15 figuris
- ↳ Курс планетарной магии
- ↳ Курс планетарной магии
- ↳ Планеты
- ↳ Планеты. Примеры.
- ↳ Выбор времени
- ↳ Выбор времени. Примеры.
- ↳ Дома
- ↳ Имена. Талисманы.
- ↳ Ритуал
- ↳ Ритуалы. Тренировка.
- ↳ Курс планетарной магии (2 набор)
- ↳ Курс планетарной магии (2 набор)
- ↳ Организационные вопросы
- ↳ Планеты
- ↳ Планеты. Примеры.
- ↳ Выбор времени
- ↳ Выбор времени. Примеры.
- ↳ Дома
- ↳ Имена. Талисманы.
- ↳ Ритуал
- ↳ Ритуалы. Тренировка.
- ↳ Курс сигилизации
- ↳ 1 урок
- ↳ 2 урок
- ↳ 3 урок
- ↳ 4 урок
- ↳ 5 урок
- ↳ Курс сигилизации 2
- ↳ 1 урок
- ↳ 2 урок
- ↳ 3 урок
- ↳ 4 урок
- ↳ 5 урок
- ↳ Привлечение денежной удачи
- ↳ Отчеты
- ↳ Привлечение денежной удачи 2
- ↳ Отчеты
- ↳ Привлечение денежной удачи 3
- ↳ Отчеты
- ↳ Привлечение любви
- ↳ Отчеты
- ↳ Курс стихийной магии
- ↳ Организационные вопросы
- ↳ Места силы
- ↳ Талисманы
- ↳ Марафон. Практическая философия для приятной жизни.
- ↳ Курс европейской геомантии
- ↳ Организационные вопросы
- ↳ Механика
- ↳ Образы
- ↳ Фигуры
- ↳ Вопросы по домам
- ↳ 1
- ↳ 2
- ↳ 3
- ↳ 4
- ↳ 5
- ↳ 6
- ↳ 7
- ↳ 8
- ↳ 9
- ↳ 10
- ↳ 11
- ↳ 12
- ↳ Дневные карты
- ↳ Практикум. Годовые прогнозы с помощью геомантии.
- ↳ Астрология и геомантия для успешной жизни.
- ↳ Карты на год
- ↳ Карты на месяц
- ↳ Элекции
- ↳ Теургия
- ↳ Предсказания
- ↳ Тренировка
- ↳ Курс звездной магии (4 набор)
- ↳ Планеты
- ↳ Дома
- ↳ Талисманы
- ↳ Ритуал
- ↳ Элекции
- ↳ Практика
- ↳ Талисманы неподвижных звезд
- ↳ Incipit liber Hermetis de 15 stellis tractans et 15 herbis et 15 lapidibus et 15 figuris
- ↳ Sigrid
- ↳ Курс Таро Уэйта (+ Манара)
- ↳ Курс Таро Уэйта (+ Манара)
- ↳ Масти
- ↳ Общая информация
- ↳ Старшие арканы
- ↳ Фигурные карты
- ↳ Кубки
- ↳ Мечи
- ↳ Жезлы
- ↳ Пентакли
- ↳ Младшие арканы
- ↳ Кубки
- ↳ Мечи
- ↳ Жезлы
- ↳ Пентакли
- ↳ Манара
- ↳ Старшие арканы
- ↳ Огонь
- ↳ Вода
- ↳ Воздух
- ↳ Земля
- ↳ Курс Ленорман
- ↳ Курс Ленорман
- ↳ Курс Ленорман (2 набор)
- ↳ Курс Ленорман (2 набор)
- ↳ Углубленный курс карт ленорман
- ↳ Старшие Арканы Таро. Ассоциации.
- ↳ Курс Таро Уэйта (+ Манара) 2
- ↳ Общая информация
- ↳ Масти
- ↳ Старшие арканы
- ↳ Фигурные карты
- ↳ Младшие арканы
- ↳ Манара
- ↳ Практикум Ленорман 17-24.07
- ↳ hadeken
- ↳ Старший Футарк: гадание и магия
- ↳ Гадание
- ↳ Магия
- ↳ Школа исландской магии
- ↳ 1 курс
- ↳ Боги
- ↳ Знаки
- ↳ Ритуалы
- ↳ Прочее
- ↳ 2 курс
- ↳ Боги
- ↳ Знаки
- ↳ Ритуалы
- ↳ Прочее
- ↳ 3 курс
- ↳ Боги
- ↳ Знаки
- ↳ Ритуалы
- ↳ Прочее
- ↳ Richard
- ↳ Школа хиромантии
- ↳ Школа хиромантии
- ↳ Школа Таро 78 Дверей
- ↳ LeaSmir
- ↳ Семинар - ритуал на картах Ленорман
- ↳ Ритуал: как остановить человека, который намеренно причиняет Вам вред (наводит порчу)
- ↳ Ритуал для избавления от навязчивых мыслей
- ↳ Ритуал для внесения в жизнь новых событий
- ↳ Ритуал для успеха в бизнесе
- ↳ Ритуал на привлечение партнёра для совместной жизни
- ↳ Архив семинаров
- Платные услуги и акции
- ↳ Платные услуги
- ↳ Кабинет Sigrid
- ↳ Кабинет Kolgrimr
- ↳ Кабинет Vadim
- ↳ Кабинет Santiago
- ↳ Кабинет Loki
- ↳ Кабинет LeaSmir
- ↳ Акции
- ↳ Архив акций
- ↳ Архив акций
- Исландская магия
- ↳ Теория исландской магии
- ↳ Магические ингредиенты исландских гримуаров
- ↳ Сейд
- ↳ Заговоры
- ↳ Скальдическая магия
- ↳ Гальдраставы
- ↳ Защита
- ↳ Финансы
- ↳ Целительство
- ↳ Привороты
- ↳ На удачу
- ↳ Для удачи в суде
- ↳ Для исполнения задуманного
- ↳ Ясновидение, сны
- ↳ Мороки
- ↳ Указатели Пути
- ↳ Для изменения отношения людей
- ↳ Для причинения вреда
- ↳ От воров
- ↳ Разное
- ↳ Работы hadeken
- ↳ Работы Vadim'a
- ↳ Тайнопись
- Теория рун
- ↳ Теория рун
- ↳ О вере
- ↳ Боги и Богини
- ↳ Литературное наследие
- ↳ Старшая Эдда
- ↳ Песни о богах
- ↳ Песни о героях
- ↳ Эддические песни, сохранившиеся не в основной рукописи
- ↳ Младшая Эдда
- ↳ Ритуал/наработки
- ↳ Научные статьи
- ↳ Фольклор
- ↳ Исландские сказки
- ↳ Аульвы (эльфы) (Álfar)
- ↳ Происхождение аульвов. Природа и жилища сокрытого народа
- ↳ Аульвы ищут помощи у людей
- ↳ Аульвы выказывают людям расположение. Дружелюбие и добродетельность аульвов
- ↳ Аульвы причиняют людям вред
- ↳ Подменыши
- ↳ Сокрытый народ сожительствует со смертными
- ↳ Рождественские и новогодние развлечения аульвов
- ↳ Обитатели морей и озёр (Sæbúar og vatna)
- ↳ Трётли (тролли) (Tröll)
- ↳ Сказки о мёртвых (Draugasögur)
- ↳ Выходцы с того света
- ↳ Природа призраков. Утбурды
- ↳ Недавно умершие
- ↳ Погибшие дают знать о себе
- ↳ Жалобы умерших
- ↳ Мёртвые напоминают живым об их обещаниях
- ↳ Мёртвые враждуют с живыми
- ↳ Призраки, стерегущие клады
- ↳ Страсти покойных
- ↳ Поднятые из могилы и «посланцы»
- ↳ Фильгьи
- ↳ Родовые привидения, Моури и Скотты
- ↳ Призраки в домах и на хуторах
- ↳ Призраки животных
- ↳ Другие странные явления
- ↳ Призраки и современный мир
- ↳ Сказки о колдовстве (Galdrasögur)
- ↳ Ясновидение
- ↳ Волшебство
- ↳ Выдающиеся колдуны
- ↳ Сказки о природе (Náttúrusögur)
- ↳ Религиозные сказки (Helgisögur)
- ↳ Исторические сказки (Viðburðasögur)
- ↳ Сказки о людях, объявленных вне закона (Útilegumannasögur)
- ↳ Волшебные сказки (Ævintýri)
- ↳ Юмористические сказки (Kímnisögur)
- ↳ Праздники
- ↳ Рунические строи
- ↳ Старший Футарк
- ↳ Англосаксонские руны
- ↳ Исландские руны
- ↳ Внеалфавитные руны
- ↳ Другие
- ↳ Руническая мантика
- ↳ Теория/схемы раскладов
- Западная магия
- ↳ Теория
- ↳ Группа по практике западной магии
- ↳ Группа по практике каббалы
- ↳ Ордена
- ↳ Алхимия
- ↳ Гримуары
- ↳ Молитвы и заклинания
- ↳ Талисманы
- ↳ CLAVICULA SALOMONIS или Ключ царя Соломона
- ↳ Сатурн
- ↳ Юпитер
- ↳ Марс
- ↳ Солнце
- ↳ Венера
- ↳ Меркурий
- ↳ Луна
- ↳ Шем ха-Мефораш
- ↳ Печати архангелов
- ↳ Гоетия
- ↳ Сатурн
- ↳ Юпитер
- ↳ Венера
- ↳ Солнце
- ↳ Марс
- ↳ Меркурий
- ↳ Луна
- ↳ Каббала
- ↳ Ритуалы
- ↳ Амулеты и талисманы
- ↳ Медитация
- ↳ Практика
- ↳ Практика вхождения во врата
- Астрология
- ↳ Астрология. Теория.
- ↳ Мунданные дома
- ↳ Планеты
- ↳ Неподвижные звезды. Мифология.
- ↳ Созвездия. Древний Египет.
- ↳ Астрология. Разное.
- ↳ Астрология. Книги
- ↳ Астрология. Практика.
- ↳ Клуб элективной астрологии
- Таро
- ↳ Теория Таро
- ↳ Курс энциклопедии оккультизма (ГОМ)
- ↳ МОРАН М. "МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО"
- ↳ Библиотека
- ↳ Рекомендованная литература по изучению таро
- ↳ Колоды
- ↳ Вампиры вечной ночи
- ↳ Роща фей
- ↳ Таро гномов
- ↳ Расклады
- ↳ Вопросы по раскладам
- ↳ Общие расклады
- ↳ Определение негатива
- ↳ Расклады на взаимоотношения
- ↳ Бизнес, финансы
- ↳ Кармические расклады
- ↳ Расклады на здоровье
- ↳ Праздничные и сезонные расклады
- ↳ Эзотерические расклады
- ↳ Расклады на сновидения
- ↳ Анализ ситуации и поиск решения
- ↳ Самопознание и самоопределение
- ↳ Переезды, поездки и путешествия
- ↳ Магия Таро
- ↳ Практика Таро
- ↳ Старшие арканы
- ↳ Мечи
- ↳ Кубки
- ↳ Пентакли
- ↳ Жезлы
- ↳ Axis mundi. Практикум по авторской методике гадания на таро
- ↳ Теория
- ↳ Практика
- Ленорман
- ↳ Теория Ленорман
- ↳ Расклады
- ↳ Значения карт
- ↳ Большая астро-мифологическая колода
- ↳ Практика
- Геомантия
- ↳ Геомантия. Теория
- ↳ Геомантия. Практика
- Трактовка сновидений, оракулы, карты и другие методики предсказаний
- ↳ Карты - оракулы, игральные
- ↳ Симболон
- ↳ Vera Sibilla Italiana
- ↳ 52 карты
- ↳ Расклады
- ↳ Гадания на игральных картах
- ↳ 32 карты. Папюс Предсказательное таро
- ↳ Разнообразные способы и техники дивинации
- ↳ И цзин
- ↳ Скраинг
- ↳ Зеркало
- ↳ Вода
- ↳ Хрустальный шар
- ↳ Кристалл
- ↳ Спиритизм
- ↳ Кофейная гуща
- ↳ Кероскопия
- ↳ Огам
- ↳ Нумерология
- ↳ Сигнатуры и тело
- ↳ Сны
- ↳ Сны
- ↳ Трактовка сновидений
- Народная магия
- ↳ Деревенское колдовство
- ↳ Обряды
- ↳ Оморочки
- ↳ Подчины
- ↳ Отвороты и рассорки
- ↳ Лечение
- ↳ Чистки
- ↳ Привороты
- ↳ Остуды
- ↳ Переклады
- ↳ Удача, успех
- ↳ Обряды для семьи
- ↳ Защиты
- ↳ Быстрые слова
- ↳ Обряды на богатство
- ↳ Вопросы по практике деревенского колдовства
- ↳ Вызовы
- ↳ Kрадники
- ↳ От врагов
- ↳ Обряды негативной направленности
- ↳ Избавление от одиночества
- ↳ Открытие дорог
- ↳ Обряды на должников/воров
- ↳ Обряды на работу/продажу/привлечение клиентов
- ↳ Обряды на привлекательность
- ↳ Рекомендации по технике работы
- ↳ Необходимый инвентарь
- ↳ Литература
- ↳ Традиция (вера)
- ↳ Мантика
- ↳ Наузы
- ↳ Наузы
- ↳ Магия узлов
- ↳ Практика магии, знахарства и ведовства (книга)
- ↳ Успех в делах
- ↳ Исполнение желаний
- ↳ Чтоб верх (преимущество) одерживать
- ↳ Защита от бед и неудач
- ↳ Чтоб любили и уважали
- ↳ Привлечение денег
- ↳ Союзники и компаньоны
- ↳ Неприятели и конкуренты
- ↳ Карьера
- ↳ От разорения
- ↳ Долги
- ↳ Выигрывать деньги
- ↳ Выигрывать в суде
- ↳ Защита ратного человека
- ↳ Наказание врагов
- ↳ От сплетен и интриг
- ↳ Предотвращение и наказание воровства
- ↳ Обереги от пожара
- ↳ Обереги от молнии
- ↳ Влияние на погоду
- ↳ От бурь (наводнений, урагана)
- ↳ Пропажи и поиски
- ↳ Отыскание кладов
- ↳ Желанные и нежеланные гости
- ↳ Помощь в дороге
- ↳ Переезд в новый дом
- ↳ Избавление от домовых и садовых вредителей
- ↳ Мир и спокойствие в доме
- ↳ Обереги домашних животных
- ↳ Нападение собаки/дикого зверя
- ↳ Защита от змей, скорпионов, пауков + лечение укусов
- ↳ Задобрить силы лесные (чтоб не потеряться)
- ↳ Для поля и сада (защита участка, для хорошего роста, от вредителей)
- ↳ Избавление от дурных привычек
- ↳ Гадания
- ↳ Вещие сны
- ↳ Привороты(поиск новой любви, вернуть любимого, сохранение и укрепление чувств, разрушить холод и безразличие в паре)
- ↳ Любовное соперничество (вернуть любимого, победить соперницу)
- ↳ Охлаждение любовного чувства (остуда себя и другого)
- ↳ От порчи и сглаза (+защиты дома и домашних)
- ↳ Избавление от порчи и сглаза (+отливки, +от подкладов)
- ↳ Избавление от любой хвори и боли
- ↳ Травничество
- ↳ А
- ↳ Б
- ↳ В
- ↳ Г
- ↳ Д
- ↳ Е
- ↳ Ж
- ↳ З
- ↳ И
- ↳ К
- ↳ Л
- ↳ М
- ↳ Н
- ↳ О
- ↳ П
- ↳ Р
- ↳ С
- ↳ Т
- ↳ У
- ↳ Ф
- ↳ Х
- ↳ Ц
- ↳ Ч
- ↳ Ш
- ↳ Э
- ↳ Ю
- ↳ Я
- О магической традиции
- ↳ Теория магии
- ↳ Теория магии
- ↳ Магия в культуре и традициях народов мира
- ↳ Греческая традиция
- ↳ Арабская магическая традиция.
- ↳ Теория мусульманмкой магии
- ↳ Талисманы арабской магии
- ↳ Археология
- ↳ Археологические находки
- ↳ Места силы
- ↳ Символизм
- ↳ Амулеты и талисманы
- Авторские наработки
- ↳ Sigrid
- ↳ Kolgrimr
- ↳ Richard
- ↳ Santiago
- ↳ Работы учеников курса планетарной магии
- Разговоры на свободные темы
- ↳ Разговоры на свободные темы
- ↳ Болталка.