Волосы

#1
Волосы
Изображение
Символика волос

Во многих обществах длинные волосы были знаком королевской власти или свободы и независимости, как у галлов и других кельтских народов.

Длинные распущенные волосы у женщин означали статус незамужней или девственность, как в христианской иконографии у Девы Марии и святых дев, в противовес заплетенным волосам блудниц.

В то время как волосы на теле обычно ассоциировались с физической силой и низким уровнем развития (волосатость — атрибут дьявола в христианском искусстве), волосы на голове связывали с индивидуальным духом или жизненной силой человека — идея, которая объясняет обычай хранить отрезанные локоны.

Хотя отшельники традиционно носили длинные волосы, правила многих религий, следуя обычаю египетских жрецов, требовали брить головы в знак покорности Богу и ухода от материального мира.

В соответствии с различными традициями, отрезание, отращивание, вырывание волос символизировало горе.

Цвет волос имеет свой собственный символизм: рыжие волосы одно время вызывали демонические ассоциации, светлые волосы символизировали власть солнца или духовных правителей, а черные — светскую власть.

В настоящее время длинные либо обрезанные волосы, причудливые прически — модные символы протеста, нонконформизма или клановой принадлежности.

Волосы, покрывающие лицо, могут служить вуалью и отражать ее символизм. Украсть волосы или отрезать локон означает победить и отнять у мужского принципа его солярную силу, содержащуюся в волосах-лучах, и оскопление, например, в случае с Самсоном и Далилой.

Жизненная сила, мощь — очень важная часть человеческого тела, как в социальном, так и в личном плане, что видно из широкого круга символов, связанных с различными легендами.

Символизм роста волос отражен в истории Самсона, воина древнеиудейского назорейства, чьи длинные волосы были знаком харизматической святости и духовного здоровья.

Священнослужители многих религий, в том числе египетские жрецы, полностью удаляли волосы на теле.

Изображение бога Пана — прообраза дьявола — с волосатыми ногами также связано с подобными представлениями.

Однако в некоторых традициях волосы на голове, так же, как и на теле, приобретают негативное значение.

В целом волосы воплощают энергию и связаны с общей символикой уровней.

То есть если волосы на голове означают высшие силы, то обильное оволосение тела указывает на преобладание низших сил.

Иногда эти значения объединяются: на романской капители в Эстербализе Адам до грехопадения изображен безбородым, а после изгнания из рая — с длинными волосами и густой бородой.

Волосы означают также плодородие. Ориген говорит.- «Назореи не стригли волос, поскольку все, созданное праведниками, процветает, и листья их не должны опадать».

Символ жизненной силы, энергии, силы мысли и мужественности.

Волосы на голове символизируют высшие силы и вдохновение, тогда как волосы на теле олицетворяют низшие силы ума и тела.

Распущенные волосы означают свободу и брачный возраст, связанные волосы — брак и подчинение.

Бритые волосы, или тонзура, говорят об аскезе или символизируют человека, посвятившего себя чему-либо и отказавшегося от физических возможностей.

Волосы, вставшие дыбом, означают магические силы, божественную одержимость или страх. Взлохмаченные или вырванные волосы символизируют печаль и траур

В волосах (как и в ногтях), связанных с жизненной энергией и силой, сосредоточены добродетели и прочие свойства человеческой натуры.

Отсюда берет начало культ святых мощей и обычай сохранять на намять прядь волос любимого существа или первые молочные зубы ребенка.
  • • Волосы символизируют физическую силу, смелость (Самсон и судья Израиля были обязаны им своей сказочной силой).
  • • В мифах полное облысение было воплощением бесплодности материи, лишенной божественных воспроизводящих сил.

Во многих культурах во время траурных церемоний приносились в жертву волосы: отрезание кос женщинами является символом ухода в монастырь. В экзотических культурах определенные, тщательно уложенные прически часто являются признаками социального положения или рода занятий. Когда дети вырастают из малолетства, их часто по-особому постригают, иногда оставляя им специальный локон (прядку, чубчик) вплоть до достижения ими юношеского возраста (например: древнеегипетский бог Гор — ребенок с локоном — Гор-па-херд, Гарпократ). Сверхъестественные и демонические существа часто представляются змееволосыми (фурии, этрусский демон смерти Хару, Медуза), а красный окрас волос во многих случаях считается "дьяволическим^ «Волосатость» принадлежащих к современным альтернативным движениям и субкультурам является выражением желания быть независимым от норм цивилизованного общества или протестом против них. Вышеупомянутый мотив нагой девы, укрытой чудесным богатством своих собственных волос, отражен в легендах и сказках достаточно широко, особенно в сюжетах староиспанских баллад. При этом, в частности, речь идет о св. Агнессе и о Магдалине. Известно, что в магии часто прибегают к чародейству с волосами, например лица, на любовь которого надо повлиять, при помощи завязывания узелков на пряди его волос. Широко распространена была в 19 в. мода носить в медальонах локон любимого человека.

По распространенным в народе представлениям носитель жизненной мощи, так как они растут даже после смерти их обладателя, а по библейскому преданию о герое Самсоне, волосы его были вместилищем его силы.

Соответствуют огню, символизируя разрастание первичных сил.

Важное вспомогательное значение имеет цвет волос.

Темный или каштановый оттенок подчеркивают их общую символику, то есть темную, земную энергию;

золотые волосы ассоциируются с солнечными лучами и со всей обширной солнечной символикой;

медно-рыжие говорят о демоническом характере и связываются с Венерой.

У многих народов волосы считаются носителями телесной, а часто также и скрытой силы (вспомните о библейском Самсоне).

Захват волос символизирует покорение всего народа согласно принципу pars pro toto (часть вместо целого).

Иногда прическа является знаком принадлежности к какой-либо группе, секте.

Унизительный символ подчинения военной дисциплине в некоторых странах.

Основные значения:

Шумер
Подобно дыму, волосы, парики и бороды использовали для защиты от злых духов.

Египет
Мальчики (дети царской крови) носили длинную прядь (тяжелая коса) на правой стороне головы.
Атрибут Гора-ребенка и царских сыновей.
Иероглиф изображающий эту прядь означает буквально «ребенок».
В «Книге Мертвых» (гл. 115) локон юношей, вероятно, должен указывать на вечную молодость, когда умерший говорит: «Я же знаю воистину тайну локона, который украшает лоб божественного мальчика».
Когда египетский царь побеждает своего противника, то он это демонстрирует, держа его за волосы.
Скорбящая об Озирисе Изида отрезает локон — символический жест.
Письменный знак, указывающий на траур, состоит из трех локонов.
Остается вопросом, что означает бритая голова жрецов (уже тексты древнего периода называют ее «лысой»), которым предписывалась полная депилляция. Символ подчинения себя божественной власти? Геродот находит объяснение этому в предписаниях о чистоте.

Античность
В Греции, отрезая прядь волос у мертвого, отпускали его душу в загробный мир.
Символ свободы: рабам и преступникам брили головы (как ныне в тюрьмах).

Северная традиция
У германцев длинные волосы являлись признаком свободнорожденного, рабы и приговоренные к наказанию остригались.

Славяне
В народных представлениях средоточие жизненных сил человека. В магии отрезанные волосы (как и ногти, пот, слюна и др.) воспринимались как заместитель (двойник) человека. Нередко отрезанные волосы хранили, а затем клали в гроб, чтобы «на том свете дать отчет за каждый волос» (восточные славяне).
Волосы (как и шерсть) символизируют множество, богатство, изобилие, счастье.
  • Русские во Владимирской губ. первое яйцо, снесенное курицей, катали трижды на голове старшего ребенка, приговаривая: «Курочка, курочка, снеси столько яичек, сколько у ребенка волосков!».
  • Македонцы в Охриде, продав скотину, чесали деньгами свою бороду, заклиная: «Сколько волос в этой бороде, столько пусть будет благополучия и изобилия».
  • Сербы касались монетой волос на голове и в бороде, «чтобы такими же были и всходы, и урожай».
  • Поляки в районе Жешова в Сочельник взъерошивали волосы, повторяя: «Вяжись, жито, вяжись!».
  • Словенцы в день Св. Барбары приходили в дом и желали хозяину столько телят, свиней, жеребят, возов репы и т. д., сколько на голове волос.
  • Женщины на Смоленщине в Юрьев день срывали друг у друга в поле платки с головы и дергали за волосы, «чтобы у хозяина жито было густое и рослое, как волосы».
Расчесывание волос ограничено целым рядом запретов. Сербки причесывались в понедельник, вторник и четверг, а украинки — во вторник, четверг и субботу. Строгий запрет касался пятницы; его соблюдали многие славяне, прежде всего русские. Сербы не расчесывали волос в этот день, «чтобы волки не резали скот». В Сербии (Шумадия, Поморавье) не чесали волосы во время похорон, «чтобы не болела голова и не выпадали волосы». В то же время в некоторые праздники расчесывание волос считалось обязательным. Девушки в западной Сербии и македонки в районе Скопья в Юрьев день расчесывали волосы в ржаном поле, «чтобы иметь волосы густые, как рожь, и быть здоровыми». На Витебщине пожилые крестьянки расчесывали волосы на Пасху, «чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове».

Волосы, выпавшие при расчесывании, нельзя было бросать: ведьмы могли из них сделать «завой» с наговором (Черниговщина), вихрь мог подхватить, злой человек — наслать порчу и т. п., поэтому волосы затыкали в щели, зарывали в землю, закапывали на перекрестке; клали под камень, сжигали (иногда, напротив, сжигать запрещалось). Полагали также, что, если волосы оставлять на полу, выметать их и топтать, будет болеть голова, появятся ревматизм «волос» и др. болезни. Мытье волос также предусматривало подобные ограничения.

Стрижка волос регламентировалась в зависимости от возраста, пола и времени — дней недели и лунных фаз. Почти повсеместно ребенка не стригли до года или даже до семи лет, чтобы «не отрезать язык» ребенку, то есть не задержать развитие речи (русские, белорусы), чтобы «не состричь ума» (словенцы). Для первой стрижки у восточных славян выбирали новолуние, «чтобы волосы быстрее росли»; у болгар, лужичан — полнолуние, «чтобы на голове было полно волос». На Украине и в Белоруссии не стригли пастуха с Юрьева дня до Кузьмы и Демьяна (1/14.XI), иначе можно было ожидать болезней скота, плохого отела, нападения волков.

Состриженные волосы, как и выпавшие, не бросали, а зарывали в землю, клали под камень, прятали от птиц, относили к плодовому дереву, зарывали в муравейник (болгары), засовывали за плетень (украинцы).

Для стимулирования роста волос:
  • сербки клали выпавшие волосы под каблук;
  • хорваты первые состриженные волосы ребенка клали под конек дома или за потолочную балку;
  • словацкие девушки расчесывали волосы в Страстной четверг под вербой и пели: «Верба, верба, дай мне волосы длиной в три пояса!»;
  • в Герцеговине на Рождество сербские девушки расчесывали волосы, сидя на бадняке и т. п.
В лечебных целях срезанные волосы больных забивали в дверную притолоку осиновыми колышками, закладывали в дупло осины и т. п. При помощи волос можно было и наслать болезнь, для чего волосы здорового человека закапывали на кладбище (словаки). Хорватские девушки верили, что смогут приворожить молодых людей, если незаметно подложат свои волосы им в пищу, а словацкие парни носили за пазухой колечки волос своих избранниц, чтобы возбудить их любовь.

В обряде крестин волосы ребенка закатывали в воск и бросали в купель: закружится комочек — «к житью», пойдет ко дну — «не к житью» (восточные славяне). В свадебном обряде совершались многочисленные ритуалы с волосами:
  • жениху крестообразно подпаливали волосы на голове;
  • поджигали несколько волосков с головы жениха и невесты, чтобы «злучить» (соединить) их (белорусы), и др.

В погребальном обряде волосы распускали, расплетали или не стригли в знак траура.

Непокрытые женские волосы, по народным представлениям, могут принести вред людям, хозяйству, урожаю; женщину без платка может утащить дворовой (Русский Север, Череповецкий уезд), съесть волк (поляки-гуралы), убить гром (русские); увидев ее, «солнце плачет» (украинцы Полтавщины); волосы женщины, ходившей с непокрытой головой, после смерти превращаются в змей (болгары) и т. д. Распущенные волосы считались характерным признаком женских персонажей нечистой силы — русалок, вил, самодив, ведьм.
В России:
  • Одна коса — у девушки, две — у замужней женщины.
  • Распущенные волосы — сексуальный призыв.
Китай
Покорность — исходный символизм косички у китайцев.
Обрезание волос было близко символизму кастрации.

Япония
Прическа самурая — привилегия, знак его посвящения; потеря волос была самым большим позором.
Волосы тесным образом связаны с символикой гребня, который поддерживает прическу — символ силы человека, его достоинства, отношения с Богом: то, что он расценивает как особо значимое и характерное для своей личности. Гребень обеспечивает её цельность, а зубья — предохраняют от распада.

Северная Америка
Во время войн американские индейцы снимали скальп с врага, забирая тем самым его силу. Для этой цели индейские воины дерзко оставляли прядь волос на своих бритых головах.

Индуизм
Подобно нитям пряжи, обозначают «силовые линии» вселенной.
Растрепанные взлохмаченные и спутанные волосы — атрибут Шивы, отображают аскетизм.
Черные волосы Кали — время.
Монахи и аскеты бреют головы.

Буддизм
Ровные ряды курчавых волос Будды — контроль над жизненными силами, ясность разума, невозмутимость и спокойствие.

Сикхизм
Члены общины сикхов отращивают волосы и бороды по похожим назорейским причинам.

Иудаизм
Назорей, «во все дни назорейства своего не должен он есть [и пить] ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи. Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назорей Господу, свят он; должен растить волосы на голове своей» (Чис 6:4-5).

Христианство
В соответствии с обычаями древности (незамужних) святых дев часто изображают с длинными распущенными волосами. Они также — символ раскаяния (покаяния), происхождение которого тесно связано с эпизодом в Лк 7:37—38: «И вот, женщина того города, которая была грешница, узнавши, что Он возлежит в доме фарисея… ставши позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей…». Эта евангельская история послужила появлению традиции отращивания отшельниками, пророками и кающимися длинных волос.
Длинные, укрывающие все тело волосы кающейся грешницы указывают на такую отрешенность от жизни, когда отвергается роскошь одеяния, но тело тем не менее прикрыто.
Длинные волосы у мужчин иногда символизируют силу (Самсон).
Вьющиеся волосы, иногда полностью закрывающие тело, атрибут Марии Магдалины Марии Египетской. Агнессы — девы, ведомой на мученическую смерть; Иоанна Крестителя, египетских отшельников.
В средние века длинные волосы считались признаком гедонистического сибаритства (лат. luxuria), связываясь с обольщающими мужчин русалками или с мятежником Авессаломом (2 Цар 18) — Запутался своими прекрасными волосами в ветвях дуба и был убит своими преследователями. В христианском толковании символизирует человека, запутавшегося в своих заблуждениях.
Тонзуры монахов означали отказ от светских свобод.
В женских орденах монахини постригаются с момента произнесения обета.

Ислам
Связь с Богом в момент смерти: по исламскому обычаю, пучок (прядь) волос оставляли для того, чтобы за него правоверного подняли в рай.

Гадания
Во сне видить парикмахера означает, что вам пора позаботиться о своей природе: следует укротить неприбранные волосы, привести в соответствие с общепринятым то, что в одном случае слишком мужественно, грубо, а в другом — слишком женственно и мягко. Необходимо привести все это в надлежащий порядок.
«…воплощают духовное достояние человека. Густые красивые волосы и у мужчин, и у женщины олицетворяют духовное развитие. Потеря волос означает падение и бедность» (Фальдор «Золотая книга сновидений»).

Психология
Символ инстинктивных сил.
Волосы, в том числе и на теле — продукт нашего родства с животной природой. (Эппли).
Прическа — выражение персональных качеств, инстинктивного поведения личности.
Несомненный атрибут обольщения и сексуальной привлекательности женщин.
Волосы на голове, поскольку покрывают верхнюю часть тела, символизируют духовные силы, одухотворенную энергию. В аспекте водной символики их можно сравнить с «Верхним Океаном». Следовательно, волосы на теле как таковом соответствуют «Нижнему Океану», то есть символизируют влияние иррациональных космических сил и биологических инстинктов.
Густая шевелюра — воплощение elan vital (жизненного порыва) и joie de vivre (радости жизни), будучи связана с желанием преуспеть.
Добровольное жертвоприношение волос — своего рода символическая кастрация — воплощает сублимацию инстинктов, отказ от мирских удовольствий. Циммер указывает, что все, кто отвергает земную жизнь и отрекается от принципов ее воспроизводства, чтобы встать на путь абсолютного аскетизма, обязаны постричь свои волосы. То есть аскеты подражают чистоте старых и полысевших, составляющих последнее звено в цепи поколений.
Раньше в качестве наказания остригали волосы женщинам, которые вели недостойный образ жизни.
Для женщины носить короткие или длинные волосы, распущенные или прибранные — выражение свободы или несвободы. Тот факт, показывает она волосы или же прячет их, выдает желание нравиться, быть заметной или же, напротив,— избегнуть взглядов и вожделения (у пуританки волосы прибраны).

Искусство
Мужчина, отрезающий волосы спящему, голова которого на коленях женщины (Иногда Далила сама их отрезает), — Самсон.
Девушка, отрезающая мечом свои собственные волосы, рядом раненый воин — Танкред и Эрминия.
Служанка, причесывающая волосы госпожи, на заднем плане военные приготовления — Семирамида (Семирамида призывает к оружию).
Лкон, падающий на бровь — аллегорическая фигура Удобного случая.
Обнаженная богиня, выжимающая мокрые волосы — «Venus Anadyomene» [выходящая из воды]- Венера.
Для незамужней женщины характерны длинные, не завязанные волосы. Святые девственницы и невесты на свадебных портретах эпохи Возрождения изображаются именно в таком виде. Волосы куртизанки или персонификации земной любви обычно заплетены.
Волосы в виде змей (Как у Эриний и Медузы Горгоны)олицетворяют пагубный, злобный аспект женской силы.

Ad vocem
«волосы дыбом», «до поседения волос», «притянуть за волосы», «найти волосок в супе», «волосок на зубок», «не отступать ни на волосок», «рвать на себе волосы», «вцепиться в волосы», «висеть на волоске», «волос долог, да ум короток» и др.
Just dance... Gonna be okay. Da-da-doo-doo! Just dance...

Волосы

#2
Символика волос как феномен культуры
Изображение
В статье рассматривается методология исследования метафизических свойств волос в различных аспектах науки и жизни. Сравниваются подходы к символичному значению волос в философии, культуре, богословии, магии и светской жизни человека.

Изучения различных аспектов символики волос дают основания говорить о культуре волос и ее значении в современном обществе. Актуальность темы основывается на фактах ценности символики волос на магическом и сакральном уровне в древности, которая на данный момент в современном обществе почти утеряна. На данный момент современная наука определила, что волосы человека являются продуктом родства с животной природой, но человечество продолжает относиться к волосам как к декоративному приложению организма, не зная функционального назначения волос [5, с. 272].

Волосы человека, отмечают некоторые авторы, выполняют несколько важных функций: являются своеобразными проводниками космической энергии, выполняют функцию аккумулятора, накапливающие энергию человека, что влияет на развитие интуиции, хранят память человека, являются выражением персональных качеств и инстинктивного поведения личности [1, с. 151–155].

Для наших предков длинные волосы всегда были символом мудрости, данное значение волос в жизни человека доказывают исследовательские работы современных ученых по обозначению волос как сильнейшей энергетической субстанции человека, которая связывает его с Космосом и способствует приливу дополнительной психической силы, необходимой для мышления, осознания и развития магических способностей [2, с. 76].

Происхождение терминологии слова «волос» так же доказывает влияние длины волоса на объем получаемой энергии в пространство головы. Слово «волос» писалось как «волось», что означало при побуквенной дешифровке – в пространство выше оси, поэтому волосы относятся к истечению из тела и влияют на выделение и накопление энергии [2, с. 79].

Волосы, в некотором смысле, механизм, который помогает человеку развиваться духовно и поддерживать в себе нравственные качества. Отношение к волосам у мужчины и женщины отличается с учетом внутренних биополей головы, что диктуют различия значений волос в их жизни. Если у мужчины волосы служат, как приемник, то у женщины ее длина волос является это аккумулятором энергии [1, с. 153].

От длины волос зависит так же функция, служащая выживанию и правильному функционированию тела в целом, что подтвердили историческим фактом, рассказывающим об уменьшении у американских индейцев (следопытов) сверхъестественных способностей к слежению, в следствии, необходимости укорачивания волос в период Вьетнамской войны, после чего они не могли больше «чувствовать» врага, получать доступ к «шестому чувству» и тонкой экстрасенсорной информации [1, с. 156].

Раз волосы – источник космической Силы, поэтому любое воздействие на волосы может изменить в ту или иную сторону не только внешний вид, но и всю жизнь человека, поэтому эти вопросы требуют детального изучения и научного обоснования.

Впервые рассуждения о значении волос появились еще в древние времена. Существует легенда, что до грехопадения вокруг головы человека был нимб (шарообразное скопление биоэнергии) и волос не было, а после лучики космической энергии вокруг головы отяжелели и превратились в волосы, которые стали связующим звеном между человеком и небом [2].

Древние люди считали, что в волосах человека сосредоточена жизненная сила человека. Нестриженые волосы являлись высокоэффективный тотемом или источником силы. В силу этого, заботились о том, чтобы не оставлять волосы в таких местах, где они попасть в руки людей обладающих магическими способностями. В подтверждение данного факта в древние времена маги, колдуны и шаманы вообще не стриглись для накопления и защиты своей энергии [5].

В настоящее время существует несколько теорий трактовки значимости волос в жизни человека. Основываясь на теорию о строении Вселенной, волосы на голове, символизирующие духовные силы, можно сравнить с «Верхним Океаном», а волосы на теле – «Нижнему Океану», символизирующих влияние иррациональных космических сил и биологических инстинктов [6, с. 125].

Во многих религиях волосы на голове обозначают высшие силы, в то время как волосы на теле связываются с низшими силами.

Немецкий историк южноазиатского искусства Генрих Роберт Циммер указывает, что все, кто встает на путь абсолютного аскетизма, обязаны постричь свои волосы. Добровольное жертвоприношение волос (символическая кастрация) - воплощает сублимацию инстинктов, отказ от мирских удовольствий, а густая же шевелюра является воплощением жизненного порыва [6, с. 126].

На протяжении истории человечества волосам придавалось и религиозное символическое значение. Во всех религиях святых изображали обычно с длинными волосами (духовная стойкость). В католицизме знаком принадлежности к духовенству является тонзура, евреи и мусульмане так же прикрывают этот участок головы, скрывая от Всевышнего свои мысли [5].

В восточной иконографии неубранные волосы уставших от суеты старых богов символизируют их полное отрешение от мира.

В христианской иконографии длинные распущенные волосы служат символом целомудренных святых девственниц и знаком покаяния раскаявшихся блудниц, в противовес развращенным римским матронам и куртизанкам, чьи волосы были всегда заплетены и тщательно уложены [2, с. 80].

Запрет для женщин находиться в храме с непокрытой головой появился в следствии возможности осквернения храма присутствующей информацией накопленной в волосах. А так как в храме всегда доминирует мужская энергия и религии рекомендуют внимать мужским словам, мышление которых наиболее прогрессивно, то женщина могла стать менее сильной, не покрывая голову [5, с. 274].

Испокон веков в культуре всех народов волосам придавали особенное значение. Сегодня в разных сочинениях древних историков, поэтов и философов можно найти упоминания о значении волос. Бытовали поверья о том, что волосы являются местом сосредоточения жизненной силы человека. Волосы в разных культурах были и символичной связью с богом, загробным миром и возможностью к реинкарнации, и обладали магической силой, влияющей на явления природы, защищали от злых духов, отражал общественный статус, участвовали в различных обрядах, символизировали отношение к жизни, были символом покорности, силы и свободы. Наши предки верили, что волосы несут в тело человека великую силу, а в голову - мудрость великих богов. А в фольклоре каждого народа волос имеет особое символическое значение, к которому необходимо уважительно относится.

Со временем историческое значение волос стало менее острым, но значение символики цвета волосяного покрова и на сегодняшний день является актуальным. Волосы, красиво обрамляющие человеческую голову, впитали своими корнями основу ее символики, т.е. мудрость и жизненную силу. Если верить толкованиям знатоков цветовой гаммы шевелюры волос, то каждый человек с рождения обладает уникальным цветом, который связан с его характером и темпераментом [4, с. 34].

В магическом ремесле волос занимает достаточно весомую и значимую позицию. По мнению эзотериков и магов, волосы стоят на втором месте по силе и эффективности магического воздействия после человеческой крови. Опытный маг, используя волосы способен совершать различные обряды. Воздействуя через волосы, можно запрограммировать человека на исцеление или защиту от потенциальных опасностей.

Оккультная философия считает волосы естественным восприемником и хранилищем жизненной эссенции, которая часто выделяется вместе с другими эманациями из тела. Они тесно связаны со многими функциями мозга – например, с памятью, поэтому волосы активно использовались во время всевозможных магических ритуалов, заговоров, гаданий и примет.

Особое значение к символике волос в разные временные периоды можно проследить и в литературных жанрах и видах искусства, где жизненная сила, мощь волос представлена как важная часть человеческого тела, как в социальном, так и в личном плане. Вера в магическую силу нестриженых волос поддерживается и Библией. Широкий круг символичности волос связан с различными легендами и сказками, где сила хранилась в волосах богов, духов и героев. Оценивая вышесказанное, можно утверждать, что отношение к волосам как к символу культуры должным образом необходимо расценивать, в противном же случае людей в современном мире начинает беспокоить множество проблем с волосами, причиной чего являются метафизические причины проблем с волосами.

Лиз Бурбо в своей книге «Твое тело говорит "Люби себя!"» выявляет три метафизические причины проблем и болезней волос: эмоциональная, ментальная и духовная блокировка. Основными факторами эмоциональной блокировки, являются: шок, отчаяние и возбуждение, связанными с физическим миром. Проблемы с волосами ментальной блокировки говорят о необходимости быть самим собой, верить в божественное внутри себя. Духовная блокировка заключается в неверии в высшие силы, порождает проблемы, которые влекут за собой и болезни [3, с. 45–49].

Таким образом, любая проблема с волосами является признаком того, что человек недостаточно верит в существование божественной энергии, не верит в себя и собственные силы, которые помогают ему восстановить контакт со способностью самостоятельно строить свою жизнь.

В современное время символика волос трактуются по-разному, но подразумевает больше светские основания. Символику волос зачастую рассматривают как действенные приметы психологического характера. В моде волосы выступали своеобразным знаком протеста, данью моде и как принадлежность культурным традициям.

Для индивидуальное проявление стиля символику волос используют при проектировании и реализации внешних имиджевых характеристик. В настоящее время длинные либо обрезанные волосы, причудливые прически являются модными символами пристрастия к какому-либо стилю, формой протеста, нонконформизма или клановой принадлежности.

Волосы, покрывающие лицо (челка), могут служить вуалью и отражать ее символизм. Естественную красоту волос иногда заменяют парики, использование которых говорит о попытке примерить на себя другую личность и скрыть свои особенности от прочтения другими.

Различия в прическе часто отражают лишь индивидуальные предпочтения. Но общие вариации в моде и в представлениях о физической привлекательности, будучи метой профессии или класса, почти всегда были своего рода сознательным или бессознательным "заявлением".

Философское, культурологическое, психологическое, социальное магическое и сакральное значение волос, наряду с современными светскими факторами определения важности волос в создании индивидуальности неоценимы для человека. Волосы являются частью культуры разных народов. Ученые философы используют в своих исследования информацию о метафизическом значении волос. Магия притяжения волос различной информации, используется людьми со сверхъестественными способностями как для положительной, так и в отрицательной деятельности. Сегодня они являются одним из показателей социального положения, способом выражения индивидуальности, и передачи душевного состояния человека.

Поэтому на основании вышесказанного можно говорить о культуре волос в разных аспектах человеческой жизни.

И.В. Светличная

Список литературы
1. Арнольд ван Геннеп. Обряды перехода/ Арнольд ван Геннеп. Москва: Восточная литература РАН, 1999. 183 с.
2. Гаген-Торн Н.И. Магическое значение волос и головных уборов в свадебных обрядах Восточной Европы/ Н.И. Гаген-Торн: Советская этнография № 5–6. Москва: Искусство, 1933. С.76–88.
3. Лиз Бурбо. Твое тело говорит «Люби себя!» / Лиз Бурбо.
Москва: Издательский дом «София», 2002. 196 с.
4. Рудигер Дальке. Тело – зеркало души / Рудигер Дальке. Москва: Питер, 2009. 42 с.
5. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е – Москва: Междунар. отношения, 2002. – 512 с.
6. Осипова О.С. Философское исследование «Славянское языческое миропонимание» / О.С. Осипова: монография. Москва: Москва, 2000. 183 с.
Just dance... Gonna be okay. Da-da-doo-doo! Just dance...

Волосы

#3
Тут все сложно. То распущенные волосы - символ непорочности и святости, то напротив, сексуальный призыв, хотя блудницы имели заплетенные волосы, что в Китае являлось знаком покорности. Так что запуталась.)
blossom

Волосы

#4
Sigrid писал(а):Тут все сложно. То распущенные волосы - символ непорочности и святости, то напротив, сексуальный призыв, хотя блудницы имели заплетенные волосы, что в Китае являлось знаком покорности. Так что запуталась.)
кстати редко попадается информация касательно лысых африканских дам. У многих африканских племен женщины ходят лысыми, для такого уровня культуры это однозначно символический акт
Изображение
Just dance... Gonna be okay. Da-da-doo-doo! Just dance...

Волосы

#5
Гигиена, уверена, не последнюю роль тут играет, ну и волосы не у всех народностей хорошо растут, у африканцев с этим не очень. Они многие бреются, так как не могут отрастить волосы просто, такие чтоб имели вид, не путались и не ломались. Просто такая вот особенность.
blossom
Ответить

Вернуться в «Символизм»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость