Изображение


Проблемы с регистрацией? Пишите в тему: http://galdrarun.com/viewtopic.php?f=682&t=11649

О приобретении прошедших семинаров http://galdrarun.com/viewtopic.php?f=814&t=13940

Маска.

Символика предметов, животных, природных явлений в разных культурах мира.
Ответить
Аватара пользователя
Sigrid
Основатель
Легенда
Сообщения: 16794
Зарегистрирован: 20 янв 2014, 07:44

09 янв 2016, 12:58

Изображение Маска — порождение древних религиозных представлений человека, тесно связанных с анимизмом и тотемизмом. Маска является символом тайны, защиты, маскировки, трансформацииу иллюзии и обмана. В религии первобытных обществ маска служила выражением сверхъестественной силы, воплощением духа животного или умершего человека. Маска, таким образом, являлась своеобразным «пропуском» в таинственный мир духов.

Шаман, надевавший маску, как бы сам преображался в духа и вступал в контакт с други м и духами. Для обеспечения удачной охоты шаман, надевший маску, вступал в мистическую связь с духами тех животных, на которых готовилась охота; для защиты племени от сильных врагов, демонов болезни или духов смерти, он пытался «наладить связь» с давно умершим и предками или тотемами племени.

Индейцы, африканцы и жители Океании использовали маски и во время обряда инициации, которым отмечался переход подростка во взрослое состояние.

О широком применение масок в обрядовой практике древних наглядно свидетельствуют петроглифы — наскальные изображения. На территории нашей страны обнаружено огромное количество таких петроглифов. Особенно много их в Саянском каньоне Енисея.

В одном только урочище Мугур-Саргол руководитель геодезической экспедиции С.В. Макаров насчитал не менее 250 личин — масок всевозможных видов. Высеченные на склонах мрачных диких скал и обращенные к водам великой сибирской реки, эти личины датируются серединой II тысячелетия до н.э.

Важнейшую роль маски играли в тайных религиозных союзах, порожденных системой инициаций. Такие союзы строились на разных принципах. У одних племен в тайные союзы принимали только вождей; у других — только отличившихся воинов; у третьих в состав союзов входили лишь те члены племени, которые имели одинаковые видения, и т.д.

Большинство тайных союзов практиковали различные виды магии. Один из них, союз Ложных лиц, сложившийся у ирокезов, был подробно описан знаменитым американским этнографом Льюисом Морганом (1818—1881). Ирокезы верили в существование злобных уродливых духов, которых они называли «ложными лицами».

Эти бестелесные духи, по их представлен иям, состоят из одн их только жутких лиц, носящихся в воздухе и причиняющих страшные болезни. Для исцеления этих болезней необходимо было обращаться к женщине, возглавлявшей союз Ложных лиц, а она, в свою очередь, направляла к больному для лечения кого-либо из членов союза под маской.

Тайные союзы, в чью компетенцию входила лечебная и вредоносная магия, были распространены достаточно широко и в Океании (союзы Ингиет, Сукве и др.).

Многие тайные союзы Африки и Океании были связаны с культом мертвых, что нашло отражение и в их названиях. Так, название союза Дук-дук, действовавшего на острове Новая Британия, происходит от слова «дука» — покойник.

Наименование союза Тамате с Банксовых островов сродни предыдущему, поскольку слово «тамате» означает «дух, покойник, привидение». Члены этих тайных обществ в определенное время года рядились в страшные маски и, изображая мертвецов, терроризировали и грабили местное население, т.е. своих же непосвященных соплеменников.

К числу наиболее опасных тайных союзов относится изуверское общество Людей-леопардов, наводившее ужас на жителей Западной Африки еще в первой половине XX века. Пользуясь тем, что леопард в Африке является объектом суеверного страха и поклонения, люди-леопарды, скрываясь под хищными масками, безнаказанно грабили и убивали всех тех, на кого указывал им руководитель союза.

Бесчеловечная деятельность этого и подобных ему террористических союзов, направленная против любых новшеств и прогрессивных реформ, имела целью сохранение власти и привилегий вождей и всей системы давно сложившихся традиционных отношений в целом.

В ламаизме, представляющем собой самостоятельное направление в буддизме, маски использовались во время храмовых мистерий. Наиболее показателен в этом отношении праздник цама («танца богов»), когда ламы переодевались в костюмы и маски докшитов — гневных богов, преследующих еретиков и врагов веры.

Разноцветным маскам, изображавшим лица докшитов, придавалось самое хищное, свирепое и кровожадное выражение.
Монголовед Н.П. Шастина, ставшая свидетельницей цама в монгольском монастыре Дзунхуре, составила подробное описание всей грозной мистерии, призванной устрашить врагов ламаизма.

Костюмы лам, изображавших гневных и беспощадных богов, отличались каннибальской мистической символикой. Головы монахов венчали диадемы из человеческих черепов, плечи прикрывали плащи из человеческой кожи со свисающими конечностями, на шее красовались бусы из человеческих костей.

В руках одни ряженые сжимали длинные ножи, импровизированные палицы из позвоночного столба с чере пом и прочее подобное оружие, а другие держали габалу — священную чашу из человеческого черепа, готовясь выпить кровь и мозг врагов истинной веры.

«Восемь самых ужасных докшитов» появлялись перед зрителями под звуки ганлина — духового музыкального инструмента, изготовленного из берцовой кости человека.

Одним из восьми докшитов, представленных на цаме, был бог войны Джамсаран. Маска Джамсарана изображала перекошенное злобой красное л ицо с тремя глазами и торчащими из оскаленного рта клыками, готовыми прокусить горло всем врагам веры. Сзади над маетой развевались пять военных вымпелов, увенчанных пушистыми клочками заячьего меха.

Главным персонажем цама являлся мрачный Чойджал — бог смерти, властелин ада и верховный судья загробного царства. Его маска, самая крупная из всех масок мистерии, изображала синюю голову быка с открытой пастью и оскаленными зубами, с тремя горящими глазами, видящими прошлое, настоящее и будущее.

По верхнему краю маску Чойджала украшали пять золотых черепов, а длинные рога заканчивались металлическими пластинами в виде языков адского пламени.

Под стать описанным маскам были и личины остальных докшитов, соединившие в себе все самое уродливое, ужасное и омерзительное, что может создать суеверная фантазия.

В религиозных культах первобытных и реликтовых обществ можно обнаружить маски самых разнообразных типов. Одни маски носили на голове, вторые — на лбу, третьи — в руке, четвертые — на пальцах, пятые — в зубах. Существовали маски- костюмы, закрывавшие все тело человека, а также парные и коллективные маежи, в демонстрации которых принимали участие от двух до ста и более человек.

Примеры из мировой истории красноречиво свидетельствуют о том, каис со временем менялось функциональное назначение масок. Погребальные маски, отражавшие облик покойных, известны с глубокой древности.

Первоначально применение этого вида масок было связа но с религиозными представлениями. Древние верили, что отлетевшая душа, возвращаясь в покинутое ею тело, должна была опознать его, а лицо умершего, до неузнаваемости обезображенное разложением, могло сбить с толку заблудшую душу, и тогда воскрешение из мертвых не состоялось бы.

Вот почему погребальные маски из древнеегипетских саркофагов и уникальные золотые маски из микенских гробниц с максимально возможной точностью передавали облик усопших фараонов и басилевсов. Однако с течением времени назначение посмертных масок изменилось: теперь гипсовые маски-слепки должны были сохранять для потомков физический облик выдающихся людей, чья деятельность оставила заметный след в истории.

Театральные маски появились в Древней Греции как атрибуты культа Диониса. С развитием театрального искусства они стали подразделяться на два вида: трагические и комические. В японском национальном театре маскам придавалась цветовая символика: красный цвет характеризовал благородство персонажа, белый — продажность, черный — подлость и т.д.

В эпоху Средневековья предназначение маски совершенно изменилось: из орудия трансформации она превратилась в средство защиты. Под маской скрывались палачи, заговорщики, преступники и прочие лица, имевшие веские основания оставаться неузнанными.

Особое пристрастие к маскам питали граждане средневековой Венеции, жившие под тиранической властью дожа и кровавого Совета Десяти. Опасаясь кишевших в городе шпионов, доносчиков и наемных убийц, венецианцы, выходя вечером из дому, прятали лицо под маской, а фигуру — под складками длинного плаща.

Слабыми отголосками древних религиозных мистерий в Средние века явились костюмированные карнавалы и маскарады, но их развеселое шутовское действо во многом утратило связь с религией, а маска шута, жонглера, клоуна и актера была призвана не устрашать, а увеселять и развлекать досужую публику.

В истории Франции символом неразгаданной тайны является Железная Маска — так прозвали секретного узника крепости Пиньероль, чье лицо она скрывала. Многие ученые, начиная с Вольтера, пытались проникнуть в эту интригующую тайну эпохи абсолютизма и королевского произвола.

В разное время высказывались предположения, что под Железной Маской скрывали от посторонних глаз незаконного сына Анны Австрийской, графа де Вермандуа, герцога де Бофора, опального суперинтенданта финансов Фуке, брата-близнеца Людовика XIV или даже английского короля Карла I, но и по сей день личность загадочного узника остается тайной за семью печатями.

В военном деле в эпоху Средневековья стальные маски и полумаски защищали лицо воина. На Руси уже в конце XII века распространился тип куполовидного шлема с полумаской-наносником и круглыми пластинами вокруг глаз. В XIII веке появились стальные маски — личины, полностью закрывавшие лицо. В отличие от полумасок личины, укрепленные на шлеме, обладали подвижностью: их опускали на лицо только во время боя.

В изобразительном искусстве Ренессанса маска как негативный символ иллюзии и обмана скрывала истинное лицо отрицательных аллегорических персонажей: Лжи, Порока и Ночи, под покровом которой вершатся «темные» дела. Театральная маска, как средство перевоплощения, в качестве атрибута сопутствовала музе трагедии Мельпомене.

Источник: Вовк О.В. «Энциклопедия знаков и символов» // М.: Вече, 2006.

___________________________________________

Основные значения: защита, сокрытие, тайна, иллюзия, маскировка, скрытность, стыд; анонимность; двойственность, двусмысленность; опознавание; сверхъестественная сила; трансформация; небытие, окоченение смерти.
Ответить

Вернуться в «Символизм»