Изображение


Проблемы с регистрацией? Пишите в тему: http://galdrarun.com/viewtopic.php?f=682&t=11649

О приобретении прошедших семинаров http://galdrarun.com/viewtopic.php?f=814&t=13940

Вино в разных религиях.

Символика предметов, животных, природных явлений в разных культурах мира.
Ответить
Аватара пользователя
Sigrid
Основатель
Легенда
Сообщения: 16795
Зарегистрирован: 20 янв 2014, 07:44

04 май 2017, 18:33

На надо быть ученым или историком, чтобы понять, что в глубокой древности к вину относились с особым почтением, как к дару божьему. А как еще объяснить тот эффект, который оказывает вино на человека, если не вмешательством бога? В древнегреческой мифологии одним из самых почитаемых богов был Дионис — бог вина, виноградарства и виноделия. Согласно древнему преданию, Дионис принес вино в Грецию из Малой Азии (современная территория Турции), осчастливив тем самым людей. Из мифов нам известно, что Дионис был сыном самого бога Зевса и царицы Семелы — простой смертной. Тело Диониса — это виноградная лоза, а в жилах его текла не кровь, а вино. Древнеримским «двойником» Диониса являлся бог вина Бахус, культ которого был важен для римлян.

Изображение
Древние египтяне, разумеется, тоже имели своего «винного» бога, которым был Осирис. В Древнем Египте вино очень часто называли «слезами бога Гора», а позднее — «слезами бога Ра» (бог Солнца). Кроме того, египтяне поклонялись еще одному божеству по имени Шаи, который был маленьким богом виноградной лозы. У Шаи был спокойных, тихий нрав, и он не устраивал столь буйных празднеств, как греческий Дионис или римский Бахус. Впоследствии бога Шаи начали считать и богом изобилия, довольства, роскоши. Возможно, причинами этого явились достойное «поведение» божества и тот факт, что расслабляющее и дурманящее вино в те времена мог позволить себе далеко не каждый.


Аналогичные легенды и мифы о божествах вина и винограда с завидным постоянством возникали и в других древних цивилизациях. К примеру, в одной из древнейших записей шумеров, датированной 2700 годом до нашей эры, есть упоминание о некой богине Гестине, имя которой в буквальном смысле означает «виноградная лоза».


Позднее, когда христианство стало господствующей религией, оно устранило и Диониса, и Бахуса, а различные ритуалы, связанные с подношением даров винным богам, стали считать святотатством. Тем не менее, именно древние греки и римляне, которые отводили вину огромную роль и использовали его по большей части в религиозных обрядах, сделали данный напиток важным элементом западной культуры. В качестве подтверждения моих слов добавлю, что список богов вина у разных античных народов на этом не заканчивается. Так, арабы поглощали вино и почитали бога Оратала, индийцы — бога Сома и так далее. А если окинуть взглядом дальнейшую историю развития виноделия, то станет ясно, что вино так и осталось божественным напитком в прямом смысле этого слова. Вспомните, кто занимался изготовлением вина и кто, если верить легенде, создал первое в мире игристое вино? Монахи — члены религиозных общин, жившие при монастырях!


Разумеется, сегодня производство вина — это удел квалифицированных специалистов, виноделов и энологов. Однако давайте подумаем, изменилось ли само отношение мировых религий к этому напитку?


Христианство и вино


Библия о вине говорит часто. Как посчитали дотошные статисты, упоминания об этом ароматном напитке встречаются в Библии, как минимум, 521 раз! Некоторые теологи даже высказывают смелые предположения о том, что то пресловутое «яблоко раздора» было и не яблоком вовсе, а виноградом. Объяснение просто — только перебродивший сок винограда мог открыть разум человеческий. Поэтому вопрос о культурах, произраставших в Раю, до сих пор «обсасывают» все теологи и историки.


Сегодня каждый знает, что именно после хаоса очистительного Потопа Ной, причаливший на ковчеге к Араратской долине, впервые высадил виноград и еще две священные для Библии культуры: фиговое и оливковое деревья.


Вино в Библии как символ крови и источник жизни описано еще в Ветхом Завете. Согласно Книге Бытия, вино — это «кровь виноградных ягод» (49.11), а согласно Второзаконью, вино — это «кровь гроздевая» (32.14). «Что за жизнь у того, кто не имеет вина! Оно создано для радости, веселья, умиротворения и спокойствия души!» - восклицает книга Притчей, в которой говорится о том, что для мужчины вино — это его жизнь, его сила и энергия, но все это имеет смысл, если человек употребляет напиток крайне умеренно. К слову, такие приписки предупредительного характера типа «умеренно», «осторожно», «в разумных пределах» можно встретить в каждом библейском упоминании о вине, что, однако, не исключает его употребление как такового. Так что делайте выводы.


Христианство и вино, как утверждает Библия, могут «сосуществовать», причем иногда этот напиток олицетворяет любовь мужчины и женщины, является символом их единения: «Объятия возлюбленного моего слаще вина...» (Песнь песней). С другой стороны, вино в Библии также служит неким предостережением, ведь из семи смертных грехов бог указывает именно именно на пьянство, обличая чревоугодие. То есть получается, что Библия о вине повествует неоднозначно: вино — это и источник жизненных сил, и предупреждение об опасности.


Исходя из толкования Нового Завета, можно понять, что Иисус крайне «неравнодушен» к вину, а в его речах мы слышим об этом напитке очень часто: «Отец 3535мой — виноградарь, я — виноград, а вы — ветви мои». То есть Иисус говорит о некой божественной генеалогии на примере «метафоры» о винограде. Вспомните, чем напоил Иисус людей на свадьбе в Кане, сотворив свое первое чудо! Если говорить по теме христианство и вино, то нельзя не отметить, что, грубо говоря, Иисус строит «фундамент» христианства на этом напитке. Во время Тайной вечери Иисус и его ученики осушают кубки с вином, а мистический характер напитка обретает значение, когда Иисус, подняв кубок с вином, произносит: «Сие есть кровь моя, и всякий раз, когда будете пить вино, делайте это в память обо мне». Дальнейшие события, как то превращение вина в кровь Христа, а хлеба — в его тело, дают полное право полагать, что христианство и вино едины. А великая заповедь Христа - «ядящий плоть мою и пьющий кровь мою пребывает во мне, а я — в нем» - соблюдалась до XV века, когда люди во время мессы принимали причастие в двух видах.


Во время Тайной вечери Иисус, подняв бокал с вином, также произнес, что «это кровь моя, кровь Завета, который будет разнесет по всему свету грешниками». Именно эту кровь, пролившуюся на кресте и собранную, как полагают, в чашу — Святой Грааль, искали затем король Артур и его рыцари, полагая, что ищут напиток бессмертия. Осушая чашу вина на Тайной вечере, Иисус полагал, что кровь его должна скрепить Новый Завет между богом и смертными. Поэтому в христианстве вино является не только символом веселья и радости, но и символом неразрывной связи между человеком и божественной сущностью. Что касается вопроса, одобряет ли христианство употребление вина или нет, то здесь сложно сказать наверняка. Если принять во внимание все вышесказанное, то кажется, будто христиане пьют вино, чтобы приблизиться к богу. Однако есть в Библии и уроки, которые показывают негативное влияние вина. Например, Ной после употребления своего вина получил хороший урок, а следующим примером злоупотребления спиртным стал Лот. Исходя из этого, я могу предположить, что бог дает христианину право выбора: пить или не пить. Здравомыслящий человек обязан сделать правильный выбор!


Буддизм и вино


Любой осведомленный человек на вопрос, разрешено ли вино в буддизме, ответит отрицательно. Однако я призываю Вас не делать столь поспешных выводов и принять во внимание некоторые аспекты современной жизни человека.


Вообще, буддизм, самая древняя из мировых религий, отвергает любое проявление алкоголя, а речь чаще всего идет о водке как о ядовитом напитке демонов, состоящем из мозга свирепого белого льва, пены из пасти разъяренного слона, жала ядовитой змеи, меда злой пчелы, слюны бешеной собаки, зрачка волка, мяса трупа, утробной крови демоницы и некоторых других компонентов, перечислять которые я не рискну из страха на долгое время испортить Вам аппетит. Сам Будда говорил: «Воздерживайтесь от употребления водки, влекущей ко множеству пороков». Тем не менее, ни в одной заповеди, касающейся употребления алкоголя, не прослеживается запрет о вине. Разумеется, это не дает право на злоупотребление вином.


Согласно буддийским законам, вино можно пить с умом, и главное — держать над собой контроль. С другой стороны, Будда говорил, что своей нормы не знает никто из людей, поэтому человеку трудно держать ситуацию под контролем. То есть тебе только кажется, что пьешь умеренно, однако само желание употреблять вино и другой алкоголь — это уже потеря контроля над собой. Вино не является жизненно необходимой жидкостью, поэтому «от греха подальше» не стоит рисковать. Вместе с тем, это не исключает принятие небольшого количества вина время от времени. Что касается людей, идущих по духовному пути, то здесь об алкоголе не может быть и речи — даже безалкогольное пиво под строгим запретом.


Интересно, что в истории был один забавный случай, связанный с буддийским ламой Друклой Кюнле, проповедовавшим буддизм в конце XV – начале XVI веках. Причем его проповеди сопровождались странными действиями: он не скрывал свою увлеченность женщинами и большую любовь к вину. В итоге, используя абсолютно неожиданные приемы, затрагивая сексуальность и заманивая женщин развратными действиями, он привел своих учеников (в основном женщин) к парадоксальному пониманию буддийского учения. Кстати, за обучение он взимал плату исключительно в виде пива. В историю Друкла Кюнле вошел как «сумасшедший святой».


Вино и ислам



С первого взгляда может показаться, что вино и ислам исключают друг друга и что запрет на вино является важной частью исламской религии. Однако Коран о вине говорит довольно часто, а если в нем и есть некоторые намеки на опасность, которая поджидает любителя пить вино в неумеренном количестве, то строго запрета в Коране найти нельзя. Так, Коран о вине говорит в одной из сур: «Дьявол желает возбудить ненависть и вражду между людьми через азартные игры и вино. Он хочет отделить вас от молитвы и от Бога». В другой суре сказано: «Ешьте и пейте, но не превышайте меру. Можете пить, но не хмелейте». Вообще, если подробно рассматривать культуру мусульман, можно сделать вывод, что они воздерживаются от вина и другого спиртного скорее из страха опьянеть, нежели из-за запрета Корана. Фундаменталисты-сунниты запрещают пить спиртное, однако раскольники-шииты говорят о том, что пить вино в дозволенном количестве, не доводящем до опьянения, можно. Так, шииты употребляют вино в знак протеста против догматики и ради утверждения своего собственного понимания богословия.


Прошу заметить, что примерно в IX веке виноградарство в мусульманских странах достигло пика своего развития, а среди образованных и рассудительных людей распространилось мнение, что пить вино может только человек, скажем так, знающий меру. Это подтверждают и слова знаменитого персидского врача Авиценны: «Вино горько и полезно, как совет философа. Оно — друг мудрого и враг глупца. Дурака оно толкает в преисподнюю, а умного ведет к богу. Религия дозволяет пить вино разумному человеку и запрещает глупому». Впоследствии для ученых вино превратилось в некий источник эзотерических знаний, так как считалось, что данный напиток ведет к просветлению. Именно поэтому вино являлось исключительно уделом элиты исламского общества.


Такое почтенное отношение к вину сохранялось в сознании мусульман вплоть до XII века. К этому же периоду относятся всем известные изречения и поэтические произведения Омара Хайяма, который воспевал вино практически в каждом произведении. Омар Хайям признавался, что в вопросе меры при употреблении вина полагался на Аллаха. А позднее, в конце XIII века, итальянский путешественник Марко Поло при описании Персии говорил, что в этой стране много вина и виноградных плодов. Известный персидский философ XIV века полагал, что вино ислама — это часть круговорота, в котором вращается вселенная, поэтому данный напиток делает человека элементом космоса.


В настоящее время вино и ислам, как утверждает религия, не могут существовать вместе. Все дело в том, что современный человек недостаточно умен, чтобы употреблять вино и чтобы извлекать из него только пользу. В сердце такого человека не могут одновременно «жить» вера и пьянство.


Иудаизм и вино


Можно смело сказать, что вино имеет большое значение в иудаизме, а во многих иудейских ритуалах данный напиток несет благословение. В глубокой древности евреи видели в вине благо, дарованное богом. «Поэтому бог дал тебе росу небес, плодородие земли и обилие зерен и вина» (Быт. 27:28). В Торе вино упоминается многократно: «И стал Hoаx земледельцем, и насадил виноградник. И выпил он вина, и опьянел…» (Брейшит, 9: 20, 21).


Примечательно, что ни один религиозный праздник в иудаизме не обходится без вина. Мало того, существуют праздники, на которых употребление вина предписано законом. К примеру, на Песах, празднике исхода евреев из Египта, человек, даже самый бедный, должен выпить ровно четыре бокала вина. Каждый из четырех выпитых бокалов — это новая ступень, символ следующей стадии праздника. На еженедельном шаббатном благословении обязательно присутствует вино, как и на празднике Пурим, во время которого количество выпитого спиртного не ограничивается. В своих псалмах царь Давид поет: «Он создал траву для скота и пряности для мужчин. Он принес пищу, растущую из земли, и вино, приносящее радость душе» (Псалм 104:14).


Тем не менее, мне следует отметить, что при исполнении религиозных ритуалов в иудаизме участвует исключительно кошерное вино. Это обязательное условие. Степень кошерности вина определяется не способами его производства и даже не сортом винограда, а специфическими законами. Например, строго запрещается использовать в ритуалах вино, относительно которого существуют подозрения, что иноверцы могли применять его в своих собственных религиозных обрядах. Таким образом, вино для священных ритуалов готовят только религиозные иудеи. А процесс производства, начиная с этапа выдавливания сока, строго контролируется соответствующими органами.

Великие религиозные иерархи по-разному трактуют отношение религии к вину и, соответственно, дают различные рекомендации пастве: от категоричного запрета употребления спиртного до ограниченного и разумного пития. Поэтому закончить мне бы хотелось словами великого Авиценны: «Вино — наш друг, но в нем живет коварство. Пьешь много — яд, немного пьешь — лекарство. Не причиняй себе излишнего вреда, Пей в меру — и продлится жизни царство».
Ответить

Вернуться в «Символизм»