Изображение


Проблемы с регистрацией? Пишите в тему: http://galdrarun.com/viewtopic.php?f=682&t=11649

О приобретении прошедших семинаров http://galdrarun.com/viewtopic.php?f=814&t=13940

ДЕМОНЫ B ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЕ

Греческая традиция, Древнеегипетские мистерии, Африканская магия, Арабская магия, мифология, амулеты, талисманы цыган, Румынская магия, Магия в Священном Писании, культы, пантеоны, магия Востока, шаманизм, вербальная магия, ведьмы и ведовство, Карибская магия, Santa Muerte, итальянское колдовство, колдовские традиции Армении.
Ответить
Аватара пользователя
Kolgrimr
Компетентный
Легенда
Сообщения: 21445
Зарегистрирован: 20 янв 2014, 11:46

16 июл 2018, 02:40

Третья тантра «Чжуд-ши» содержит пять глав по заболеваниям, вызванным непосредственно духами, и три из них касаются демонов (гдон), которые вызывают душевные расстройства. Хотя и по всем 150 главам «Чжуд-ши» разбросано много материала, касающегося душевных болезней, заголовки глав не всегда отражают широкий спектр сведений, в них содержащийся. Но те, с которыми мы здесь имеем дело, посвящены исключительно душевным болезням и злым духам, которые их вызывают.

Эти пять глав по заболеваниям, вызванным духами, которые образуют одну этиологическую группу гдон. Иногда так называют раздел «Чжуд-ши» по психиатрии, поскольку это синоним заболеваний, вызванных невидимыми силами в классическом аюр-ведическом смысле. Главы эти следующие:

Глава 77: Элементальные духи (Бйунг-по,и-гдон) Вторгаются в душу, восемнадцати видов, имеют особые отличия.

Глава 78: Демоны сумасшествия (сМйо-бйед-кйи-гдон). Вторгаются в душу как самостоятельно, так и сочетаясь с воздействием яда, трех жизненных сил, эмоций.

Глава 79: Демоны забытья (брДжед-бйед-кйи-гдон). Это буквально «демоны, приносящие беспамятство».

Глава 80: Демонические управители планет (гЗаа-йи-гдон). Вызывают эпилепсию.

Глава 81: Демоны змеиного духа (Клу-гдон). Вызывают проказу.

Все перечисленные выше демоны, понимаемые как специфические причины различных психических расстройств, называются тибетским словом «дон». гДон обычно переводят как «злой дух», или «демон». Но для большинства современных западных людей, «духи» - выдумки детского ума, воображаемые создания, которые обитают в домах и тому подобное. Слово «демон» также вызывает в воображении образы дьяволических сущностей, тварей мифологических, нереальных.

Мы не можем себе представить, что любая серьезная религия, философия или культура - не говоря уже о медицине - может верить во что-то, что мы считаем всего лишь плодом нашего воображения. Так почему же тибетская буддийская психиатрия помещает этих демонов в центре своей системы?

Что такое эти демоны?

Для тибетцев «демон» - термин символический. Он обозначает широкий спектр сил и эмоций, которые обычно находятся за пределами сознательного контроля и которые препятствуют благополучию и духовному развитию.

Чтобы составить некоторое представление о масштабах сил, которые обозначаются этим термином, следует только рассмотреть знаменитых «четырех демонов», которые встречаются во всей буддийской литературе и представляют собой препятствие на пути к просветлению. Это: демон агрегатных состояний - хрупкость тела и ума; демон клеш - опустошающая сила дурных эмоций; демон удовольствия—заманчивая ловушка комфорта; демон смерти - тот, кто приходит неминуемо и пресекает эту жизнь, а с ней и возможность духовного роста.

Очевидно, что ни один из них не демон в узком смысле этого слова. Эти «бесы», как и прочие демоны, - либо внутренние факторы, которые оказывают влияние подсознательно, либо внешние, которые почти неотвратимо препятствуют реализации более высоких устремлений.

Эти силы варьируют от едва уловимых, неотъемлемых и неосознанных склонностей до непреодолимых порывов вроде секса, и для практикующего, согласно Патрулу Ринпоче, они могут выглядеть как леность, похоть, дурная компания, дуалистическое мышление, повышенная чувствительность, чрезмерная эмоциональность, привязанность к богатству, сектантство, духовная гордость и склонность к

безмятежности11.

Амулет с защитной мандалой, содержащей мантру,использующуюся специально для отражения демонов. Имя и знак рождения человека вписывается в пустое пространство мандалы,

которая затем складывается и носится на теле как амулет.

Ламы часто сравнивают восставание таких негативных сил против практикующего, который пытается очистить свое обыденное сознание, с ситуацией в стране, где люди хотят положительных перемен, а правительство делает все, чтобы не допустить этого. Ясно тогда в психоаналитическом смысле, что эти демоны выступают в роли подсознания, пытающегося воспрепятствовать более высоким устремлениям суперэго.

Демоны, таким образом, - прежде всего психологический феномен, связываемый со множеством душевных и эмоциональных омрачений. Среди всех типов демонов, главным образом, говорят о двух: рожденных от надежды и рожденных от сомнения. А они в свою очередь происходят от изначального неведения, которое хватается за иллюзию постоянного «я». Это хватание за «я», которое Шантидева называет «великим призраком» - причина всего вредного, всего страха и боли в этом мире. Это - центральный вопрос буддизма.

Вот как объясняла это своему своему ученику Ма-Чиг-Ла чудесная йогиня XII столетия:

«То, что мы называем демоном, очень-очень большое и все черного цвета. Тот, кто его видит, поистине напуган и дрожит с головы до пят, но демонов на самом деле не существует.

А правда такова: все, что бы то ни было, препятствующее достижению просветления, и есть Демон. Даже любовь и страстные отношения могут стать демонами, если препятствуют твоей практике. Но величайшим демоном из всех является вера в существование себя, как независимого и вечного начала. Пока ты не разрушишь эту привязанность к себе, демоны будут то возносить тебя, то заставлять тебя падать»12.

Тем не менее, хотя они и понимаются как психические явления, считается, что некоторые типы демонов обладают внешним существованием.

Но если обычные тибетцы могут живо верить в эти внешние негативные силы как в реальных демонов, то образованные тибетцы, как объясняет Теодор Буранг, относятся к ним как «к ментальным сущностям, являющимся в основном проекциями низшего порядка; или же как к психическим полям энергии естественной, природной, либо порожденной умом»13.

В этом смысле важно помнить, что до прихода буддизма Тибет был полностью шаманской цивилизацией, веровавшей во все типы персонифицированных сил ума и природы, таких как бесы, божества и им подобные. Эта культурная тенденция воспринимать вещи в такой терминологии перешла в буддизм с измененным значением.

Более того, сам буддизм помещает существование всех типов чувствующих существ в колесо жизни. У некоторых из них нет физических тел. Ад, например, считается спроецированнным состоянием ума, переживаемым тонким телом, или телом света, и возникает силой своих собственных непрекращающихся дурных деяний. Рай сходным образом божественно приятен, и испыты-вается духовным телом света, или даже вовсе не телом, а только сознанием. Так, высочайшие небесные состояния - это пребывание в погруженности в размышления.

Более того, в мире голодных духов имеется два класса: собственно голодные духи, которые не причиняют никому вреда и страдают сами; и другие, терзающиеся духи, — потоки сознания, разгуливающие по вселенной в состоянии возбуждения и несчастья, причиняя вред непроизвольно, по привычке. Последние обычно обозначается термином «внешние демоны».

И даже эти так называемые внешние демоны, имеют отношение к душе: они часть взаимодействия между микрокосмом и макрокосмом, и главенствующим здесь является ум, сознание. Например, некоторые типы демонов связывают с природными стихиями. Они, так сказать, «вызываются» при нарушении внутренних стихий в теле - как происходит в случае «стихиальных духов» при шизофрении. Негативные эмоции тревожат внутренние стихии, внутренние стихии беспокоят стихии внешние, что приводит к нападению духов стихий - это выглядит как демоны ветра, града и т.п.

Так считается, что природные катастрофы происходят в ответ на коллективные эмоциональные беспокойства человеческих существ.

Тибетцы чувствуют себя очень комфортно, объединяя этот широкий спектр сил под одним заголовком «демон», хотя современное западное сознание, без сомнения, понимает это с трудом. Несмотря на то что даже в нашем собственном языке, то, что мы называем демоном может означать (по Вебстеру) «нежелательная

или дурная эмоция, персонифицированная черта или обстоятельство», тогда как «черт» может быть «настроением, страстью, или свойством, которое овладевает, разжигает или беспокоит».

Таким образом, в терминологии Тибета, сложившейся задолго до фрейдистской терминологии, понятия «демоны» и «черти» использовались как нарицательные имена для тех сил жизни и эмоций, которые могут привести сознание к безумию.

Для того чтобы еще лучше понять, что именно тибетцы имеют в виду под «демоном», гдон, мы можем с пользой для себя поближе взглянуть на само слово.

гДон—это тоже самое тибетское слово, что употребляется для будущего времени глагола дон, который означает «являться причиной, вызывать появление, принуждать». Это исходное значение этого глагола. С изменением использования он начал значить скорее «вымещать» (т.е. приобрел отицательное значение - Прим. перев). Он также используется со словом «мантра» и означает «произносить магическое заклинание», которое, как мы знаем, означает «излучать изначально присущую вибрацию», для того чтобы вызвать изменение на тонком уровне сознания и бытия14.

Так что более подходящим значением существительного «гдон» будет что-то вроде «излучение воздействия». Что касается привидений, демонов и злых духов, то они и понимаются как существа или силы, излучающие негативные воздействия.

Нам придется вернуться к основам буддийской философии, чтобы глубже понять это.

Весь мир — в буддийском представлении - непостоянное движущееся проявление вибраций. Мы - это «пучок восприятия», так сказать. Ничто не твердо - ни наши тела, ни «я», ни горы, ни звезды. Все временно, и мельчайшие частицы бытия, которые мы называем атомами, а буддисты зовут «дхармами» - «дэ», постоянно изменяют свое строение. И даже сами эти частицы являются вибрациями, не твердыми по своей сути, а изменяющимися. Эта вселенная подобна безбрежному полю электромагиитной энергии.

Поэтому все обусловленное существование состоит из излучения энергетических вибраций, испускаемых как лучи или силовые поля, обладающие различными скоростями, а значит плотностью, пересекающиеся и взаимодействующие в согласии с гармонией кармического равновесия.

А поскольку душевные омрачения лежат в основе этих проявлений, и поскольку все существа в этом мире обладают преходящим существованием соответственно своей карме, то есть соответственно ходу вибраций, установленному для самих себя посредством действий тела, речи и ума в бесчисленных жизнях, то миры обусловленного существования населены многими типами существ и сил, не все из которых видимы невооруженным глазом, а некоторые и вовсе лишены телесных форм.

гДон, согласно этой внешней интерпретации - это существа или силы, «сгустившиеся» в результате особенно дурных и ядовитых кармических вибраций.

Поскольку почти все в буддизме имеет как минимум три уровня толкования, мы можем подойти к этим демонам на психологическом, внутреннем уровне. Совершенно точно так же, например, как все миры сансары существуют вовне, они существуют и внутренне. Мы постоянно умираем и перерождаемся раз за разом также как боги, животные, духи, жители адов. И где бы мы ни находились, наши мысли, чувства и действия захватывают нас.

Психологическое толкование так называемых демонов и призраков заключается в том, что на некоторых уровнях они являются воплощенными формами, которые мы придаем нашим негативным проекциям, тем темным силам в нас, которые слишком ужасны, чтобы быть принятыми сознательно, почему они и проецируются вовне, обращаясь против нас самих. В терминах западной психологии это может быть объяснено как чуждые нашему «я» бессознательные побуждения, которые проецируются в виде разрушительных сил, воспринимаемых как внешняя форма, которая затем овладевает нами (визуально-слуховые галлюцинации и т.п.). Это, так сказать, наши собственные призраки. То есть проекции в нашей личной жизни.

Призраки - это также отпечатки душевных привычек и мыслительных моделей, чья бессознательная хватка так сильна, что они постоянно, не осознаваясь, проецируются на мир. Это приводит к искажению в восприятии реальности и разного рода неприемлемому или безумному поведению.

На внутреннем уровне этих демонов также можно понимать как негативные архетипы коллективного бессознательного; архетипы, которые овладевают нами изнутри. Юнг утверждал, что

зло происходит из коллективного бессознательного, и это то бессознательное, которое «овладевает» нами. «Огромная сила «объективного психического», — писал Юнг, — во все эпохи называлась «демоном» или «Богом» с единственным исключением недавнего прошлого. Мы стали столь дерзки в вопросах религии, что теперь правильно говорим «бессознательное»...».15

С абсолютной или «тайной» точки зрения подлинной природой этих демонов является пустота. Они не имеют собственной природы и как таковые не существуют. Это отображено в одной из частей истории жизни Миларепы - знаменитого тибетского поэта, йога и святого.

Однажды Миларепа покинул свою пещеру для медитации чтобы набрать хвороста. По возвращении он обнаружил нескольких демонов, сидящих в его пещере и насмехающихся над ним. Миларепа перепробовал все, что пришло ему в голову, чтобы покорить и изгнать их. Сначала он попытался умилостивить их как духов-охранителей места, затем он использовал медитацию и мантру гневного излучения Будды, но они продолжали нападать на него. Тогда вдруг в озарении он сказал: «Милостью Марпы [его гуру] я уже полностью осознал, что все существа и явления есть ум. Сам по себе ум есть прозрачность Пустоты»16. На этом демоны исчезли.

Комментируя эту известную историю Трунгпа Ринпоче пояснил: «Это было начало периода изучения Миларепой того, как справляться с демонами, что есть то же самое, что преобразование эмоции. Ибо мы творим демонов и богов своими эмоциями»17 .

Поскольку источником демонов является ум, основной предпосылкой тибетской буддистской психологии является то, что мы можем управлять умом и необузданными отрицательными эмоциями; мы можем защитить себя от тонкой энергии этих негативных влияний и избавиться от них.

Как бы ни интерпретировали демонов, их воздействие вызывает разнообразную психопатологию. Она возникает только тогда, когда сознание неустойчиво и возбуждено эмоциями до такой степени, что личность не является более функционально целостной. Буранг объясняет это в терминах пяти скандх, психических энергий, которые составляют личность и ментальное существование. Вслед за рассогласованием пяти скандх, говорит он, следует «смещение слоев личности» и «результатом является что-то вроде расщепленности сознания, с которым западный психиатр сталкивается при шизофрении».

Такие смещения есть форма душевного заболевания, которое можно лечить само по себе (чем-то вроде эмоциональной или душевной шокотерапии), но именно это условие смещенных состояний или скандх, является необходимым для захвата составных частей личности извне»18.

Поскольку демонические силы появляются в основном из негативных состояний ума, различным типам их приписываются различные специфические причины.

В тибетской традиции некоторые призраки и злые духи создаются в момент смерти; это призраки в западном смысле слова, т.е духи мертвых. Тибетский буддизм считает, что в тот момент, когда сознание покидает тело, психологическое состояние умирающего влияет на него в наибольшей степени. Если человек по той или иной причине паникует или полон ненависти, страха или сильной привязанности, энергетическая проекция паники или ненависти становится очень плотной, т. е. призраком.

Если умирающий чрезмерно привязан к своему богатству и все его мысли тянутся к нему в момент смерти, тогда часть его сознания, вместо того чтобы устремиться к промежуточным областям, предшествующим новому рождению, привлекается к объекту привязанности и блуждает вокруг, собираясь в астральную призрачную форму, мешая, например, наследникам.

Самоубийства и убийства также считаются очень неблагоприятными видами смерти из-за сильных негативных эмоций привязанностей и паники. Такой импульс отрицательной энергии обычно приводит к формированию чего-то вроде призрака в момент смерти19.

В случаях убийства, самоубийства и внезапной смерти, когда сознание не подготавливалось к этому обычными средствами, молитвой и т.п., чаще всего призывается лама для выполнения ритуала, чтобы предотвратить образование призрака или избавиться от него. Продолжительность жизни призрака такого типа ограничивается девятью годами, после чего он рассеивается.

Существуют и другие виды демонов и отрицательных сущностей, те, которые создаются намеренно, например, негативными проекциями колдуна. Человек с развитыми психическими силами, как мы бы сказали «черный маг», который понимает и

может управлять космическими силами в себе и во внешнем мире, может создавать в себе энергии, для того чтобы навредить другим существам и свести их с ума, - это «призраки дурного проклятья», описанные в главе 77 «Чжуд-ши». В отличие от духовно реализованного существа, человек, который проецирует такие силы, имеет сильное «я» (эго) и корыстные намерения. Он использует свои силы для собственных же дурных целей.

Напротив, в буддизме психические силы никогда не культивируются ради них самих. Они развиваются сами по себе, по мере продвижения по пути к просветлению и используются как инструменты мудрости и сострадания. Возможность использования их для причинения вреда другим - одна из причин, почему «ключи» к тантрическим процедурам и психическим силам в религии и медицине тщательно охраняются ламами и держателями линии.

Классификация духов, вызывающих душевные болезни

Помимо перечисленых в «Чжуд-ши», в буддизме существуют многочисленные системы классификации демонов и духов. Здесь мы обсуждаем только те, которые вызывают душевные заболевания. Но какой бы из подходов мы ни обсуждали - тантрический, медицинский, или общебуддийский - все они сходятся в следующем: злые духи, призраки, демоны и негативные силы - результат омраченности сознания.

Другими словами, их происхождение - это три яда, три состояния ума, возникающие вместе с «я». Три яда образуют три основных класса гдон, демонов или дурных воздействий.

Эти гдон включаются в более широкий термин гек (бгегс), что буквально означает «препятствие», или «преграду». Среди 84 геков, упоминаемых в сутрах, а это есть число, согласующееся с 84 тысячами загрязнений ума, перечисленных Буддой, и 84 тысячами заболеваний, происходящих от них, существует 1080 духов, которые описываются как осознающие демоны, или злобные духи, известные как гДон. Эти 1080 геков вызывают расстройства ума. Иногда говорится, что 360 из них происходят из умственного яда неведения, 360 из умственного яда желания, И 360 из умственного яда ненависти*20.

Существует много различных систем для классификации демонов и негативных сил, но гдон обычно разделяют на три группы: 1) демонические духи, воздействующие сверху; 2) демонические духи, воздействующие снизу; 3) демонические духи, воздействующие из середины.

Демонические духи, воздействующие сверху, - это «управители планетарных сил». Они не являются планетами в физическом смысле, это негативные демонические воздействия. Они подразделяются на пять категорий в соответствии с пятью элементами. Эти планетарные силы — демоны, описаны в главе 80 третьей тантры «Чжуд-ши». Их вредоносное влияние вызывает эпилепсию, внезапные параличи и припадки.

Говорят, что они в основном атакуют мозг и нервную систему и наносят удары очень неожиданно: внезапная потеря сознания - один из таких симптомов.

Эти планетарные силы - такие же как другие гдон. Они воплощают собой яд омрачения и в таком виде путешествуют во времени и пространстве, излучая пагубные воздействия. Если ваши пути пересекаются, вы внезапно подвергаетесь их воздействию, что выражается в виде эпилепсии, судорог, паралича и различных припадках. Столкнувшись с ними лицом к лицу, вы немедленно теряете сознание21.

Очень трудно лечить заболевания, вызванные демоническими планетарными влияниями, средствами обычной медицины. Рекомендуется лечение мантрами, медитацией и ритуалами. Одно из тантрических лекарств, используемых для этих болезней, - кровь убитого человека на кончике ножа. Если им коснуться губ пациента, он очнется (можно использовать и сухую кровь).

В тибетской психиатрии известны дни, на которые, подчиняясь астрологическому ритму, выпадает активность этих демонических сил22.

Демонические духи снизу - это негативные влияния змеиных духов, или нагов (кЛу-гдон). Наги живут преимущественно в океане. Их демоническое воздействие (описанное в главе 81 третьей тантры « Чжуд-ши») - причина проказы, а также множества других заболеваний и нарушений.

Нас не очень удивляет то, что эпилептические расстройства классифицируются как психические заболевания, поскольку так на них смотрят и на Западе. Но включение проказы в группу психических заболеваний представляется крайне странным.

Королева Нагов

Действительно, по тибетским представлениям считается, что кожные заболевания тесно связаны с психикой, поскольку внутренние праны, соотносимые с умом, взаимодействуют с внешними пранами и внешним миром через поры кожи. Проказа особенно считается первичным психическим заболеванием, результатом непоправимо плохой кармы человека. Вследствие сильных, грубых, злых мыслей, слов и действий в мире появилось столько негативного, что это привело к общей дисгармонии жизненных сил. Поэтому змеиные духи, наги, получили возможность с легкостью распространять свое пагубное воздействие на людей, что проявилось ужасным заболеванием - проказой. 81-я глава, которая описывает нагов, проказу и продолжающееся вырождение человеческой расы, считается наиболее эзотерическим разделом « Чжуд-ши».

Некоторые истории в тибетской мифологии поддерживают ту точку зрения, что именно наги являются первичным источником злых духов и что все духи, вызывающие серьезные душевные заболевания, происходят от них (это подтверждает мысль о том, что духи порождены скорее неведением, чем желанием или ненавистью). Один тибетский миф рассказывает, как даже Ваджрапани - эманация силы Будды - не справился однажды с королем нагов Вашудхари.

Вашудхари просто дохнул на Ваджрапани горячим паром и Ваджрапани почернел и обессилел. Потребовалось вмешательство легендарной божественной птицы Гаруды, чтобы справиться с королем нагов23.

Эта история указывает на то, что могущественную силу дурной кармы нелегко обуздать. Проказа - самое жуткое выражение психического нездоровья и нечистоты; мы думаем, что можем спрятаться от нашего духовного уродства, поскольку оно не проявляется непосредственно, но это не так. Оно пронизывает нас, порождая душевные и телесные заболевания.

Пример с проказой иллюстрирует основы психосоматической теории болезней тибетской медицины. В отличие от современней психосоматической теории, тибетская медицина рассматривает не только одного индивидуума в пределах одной жизни. Тибетская теория видит нынешнюю ситуацию человека как продолжение и следствие предыдущих этапов существования его «психоморального континуума», т.е. как карму прошлых жизней.

Гаруда. Мантра Гаруды используется при лечении кожных и других болезней, связанных с «внешними влияниями». Ряд лекарств тибетской медицины носит ее имя, например, знаменитая «Гаруда-5».

Более того, говорится о взаимосвязанности всех и вся и в этой жизни, и в прежних неисчислимых зонах. Ибо накапливающаяся кармическая сила проявляет себя в различные периоды времени в виде специфических заболеваний.

Современная эпидемия рака, например, может быть объяснена именно таким образом.

Демоны «из середины» вызывают целый ряд душевных заболеваний от легкой депрессии до полного безумия. Считается, что весь этот класс демонов атакует сердечный центр (в котором находятся душевные силы) и таким образом приводит к потере контроля над умом. Считается, что эти демонические силы входят в тело через психический канал на безымянном пальце, канал, ведущий к сердечному центру24.

Демоны из «середины» подразделяются на четыре семейства: королевские, аристократические, обыкновенные и «мясники», т.е. очень враждебные. Душевные заболевания, вызванные королевской семьей демонов из «середины», вылечить легче всего. Класс враждебных «мясников» вызывает заболевания, наиболее трудные для излечения, и считается, что врач при работе с пациентом, пораженным ими, подвергается их негативному влиянию. Поэтому ему рекомендуется использовать больше средств защиты при лечении таких пациентов.

Демоны из «середины» бывают трех типов - мужского, женского и среднего. Эти типы соотносятся с тремя главными ядами ума, который их образует - гнев, привязанность и неведение. Их проявление отличается соответственно.

Применение соматических средств может помочь при душевных расстройствах, вызванных этими демонами, но самыми эффективными считаются мантра и медитация, а также особые «мантрапилюли» (тантрические лекарства, приготовляемые ламами и обладающие силой и благословением сотен тысяч мантр), а также употребление внутрь фактически написанных мантр, которые скатываются в пилюли.

Тибетский врач, или лама-врач, должен знать демонологию, Для того чтобы лечить психические заболевания (отдельной специальности психиатра не существует). Зная отличительные черты различных демонов, он может распознать их присутствие по

поведению пациента, которое отражает характер демона. Знания астрологии также используются в диагностике, так как в разные временные циклы активнее те или иные демоны.

Кроме наблюдения за поведением психического больного и исследования истории его болезни, врач может диагностировать присутствие демона по пульсу и анализу мочи.

Кроме того, присутствие демона может быть установлено по некоторым отметкам на теле. В своем комментарии к «Чжуд-ши», Мипхам Ринпоче перечисляет следующие телесные признаки различных семейств духов из «середины» (и добавляет пятое семейство к перечисленным выше). «Если наблюдается помутнение глаз, если имеются изменения в кровеносных сосудах в глазных белках, если на белках есть очень маленькие черные точки или если глаза выглядят помутневшими или раздраженными - все это признаки одержимости королевским духом (ргйал-по)». Мипхам Ринпоче замечает, что эта группа чаще других ответственна за сумашествие.

Признаки других классов духов таковы: мясистые наросты на правом локте в форме тибетской буквыра («аристократы»), наросты на левом локте в форме копья («жрецы»), на левом колене в форме буквы га без горизонтальной черточки («обыкновенные»), и на подошвах в форме рыбы или буквы ня (самый нижний класс, или «мясники»)25.

Существует особый тип пульса, который указывает на присутствие духа; он называется «призрачный пульс» (гдон-рца). Этот пульс характеризуется крайне непостоянным и аритмичным биением. Например, он может отбивать: 1-2-3-стоп; затем 1-2-3-4-5-стоп, затем 1-2. Этот пульс описан в первой главе четвертой тантры.

Процесс гадания по моче весьма сложен. При этом используется астрологическая схема (по всей видимости, китайского происхождения). Над чашкой с мочой помещается сетка из девяти квадратов (см. иллюстрацию). Она называется мебага (сме-ба-дга). Ее девять квадратов представляют собой «дома» девяти духов, называемых садак (са-бдаг), или демоны - хозяева местности.

Девять разновидностей садака соотносятся с девятью квадратами, как показано на рисунке26.

1. Боги (лХа)

2. Люди (ми)

3. Привидения (гДон)

4. Место кремации (дур-са)

5. Дом (кханг)

6. Поля (шинг)

7. Предки (пха-мес)

8. Сам человек (ранг)

9. Потомки (бу-тсха)

Существует особый вид пузыря, образующегося на поверхности мочи, который выглядит как рыбий глаз (он так и называется); он указывает на присутствие духа. Когда он появляется на моче| и входит в один из девяти квадратов, врач узнает, какой тип духа вредит пациенту.

Эти девять демонов - «хозяев места» не упоминаются как отдельная группа в психиатрических текстах «Чжуд-ши». Это происходит потому, что группа в главе 77 -элементалы - частично заимствована из индийской традиции, тогда как садаки- добуддийские бонские божества Тибета, которые были привнесены в тибетский буддизм. Как бы то ни было, садаки и элементалы пересекаются как типы - духи предков, боги, духи и т.д. Более того, их объединяют типично демонические качества, такие как привязанность к определенным местам и ревнивое отношение к ним.

Схема исследования мочи по методике «Лунный царь» использующей астрологический подход.

Садаки также относятся к духам, которые вызывают сумасшествие. Некоторые ламы и врачи считают, что именно садак причиняют психологические беспокойства медитирующим, которые попадают в неприятности в состоянии глубокой медитации.26

Большое количество типов и имен «демонов» демонстрирует широкий диапазон негативных сил, признаваемых тибетской системой. В ней равно сосуществуют как детализированная точка зрения относительно «темной» стороны в основном невидимых, нематериальных миров, так и широкое видение безграничных сияющих миров Будды.

Тибетская классификация духов, их специфических качеств и особенностей поведения есть исследование негативных тенденций в макрокосме, а также микрокосме ума индивидуума. «Приведения» и «злые духи» считаются не просто проекциями нездорового ума. Ибо хотя они и происходят из проекций, говорится, что они реальны в относительном смысле, т.е. с ними приходится иметь дело. Согласно буддистской точке зрения, как и все появляющееся и взаимозависимое, они происходят из привычек и страстей.

Следовательно, демоны могут пониматься как привычки, которые становятся все сильнее и сильнее, пока не примут форму таким же путем, каким субъектно-объектное разделение событии дня оказывается в наших снах. Сны нереальны, но мы переживаем их как реальные, когда спим. Вся сансара такая, говорят тибетцы; призраки такие же точно.

То, что классификации демонов в такой степени пересекаются друг с другом, демонстрирует богатство культуры, из которой они вышли, и то, как глубоко вплетены в нее эти понятия. Это взаимное наложение может оказаться для нас полезным в попытке понять, что тибетцы имеют в виду, говоря о демонах. У нас не может быть четкого представления об их очертаниях, формах и именах, а скорее мы можем получить впечатление об их типах и проявлениях.

Например, существуют демоны, называемые «хозяевами места». Как следует из их названия, они очень привязаны к определенной территории и опасны для любого, кто в нее вторгается. Но многие другие типы демонов и злобных духов также имеют свойство гневаться, когда другие вторгаются на их территорию. Это пример одной из возможностей контакта с духом, когда возникает конфликт, а затем и «овладение».

В главе 77 третьей тантры описывается такой вид помешательства, при котором упоминаемые в ней элементальные духи вторгаются в человеческое существо и сводят его с ума в соответствии со своим собственным характером. Происходит это тогда, когда человек осквернил место духа. Также такой человек должен иметь какую-то душевную слабость, которая позволяет ему поддаться влиянию этих негативных воздействий.

Это указывает на то, что тибетская медицинская психиатрия учитывает влияние «вибраций» окружающей среды на душевное состояние индивидуума. Эманации различных мест могут оказывать вредные воздействия. Так, негативные влияния различных мест в связи с духами, которые их населяют, были перечислены великим философом-святым XIV столетия Лонгченпой. Говоря о местах, которые плохи или хороши для медитации, он Упоминает, что надгробные памятники и некоторые храмовые комнаты обладают отравляющими эманациями из-за мужских проказливых духов (ргйал-гонг)., которые «заставляют чувствовать головокружение и увеличивают количество мыслей, окра шенных ненавистью». Женские духи, сен-мо (бсен-мо) обитают в местах с затхлым воздухом, таких как пещеры, где «рождается похоть и чрезмерные чувства подавленности и приподнятости»27.

В главах «Чжуд-ши» по психиатрии говорится также, что, оставаясь в одиночестве в безлюдных местах или просто оставаясь в одиночестве, человек рискует подвергнуться вторжению в это время. Это демонстрирует важность восприятия вибраций окружающей среды и ясное понимание дурного воздействия изоляции. Однако это касается только тех, кто не укреплен дхармической практикой. Ибо людям, практикующим дхарму, напротив, советуют оставаться в одиночестве. Серьезные йоги проводят годы в одиночестве в созерцательном уединении. Великие тантристы практикуют созерцание в местах кремации как раз потому, что сильные негативные духи, живущие там, подлежат трансформации и обузданию дхармой; они добавляют силы практике тантриста. Этот пример показывает, как дхармическая практика помогает сопротивляться яду духов сумасшествия и преобразовывать этот яд в нектар осознавания.

Похожая картина в другой группе духов, называемых «духи предков». Например, среди садаков существует демон предков, о котором мы можем думать как о духе генетической наследственности. Дух предков также упоминается среди элементалов главы 77. Пожалуй, они слегка отличаются друг от друга тем, как и где они воздействуют, но в основном они похожи, по крайней мере, в том, как их распознают и поклоняются им в различных обществах. Можно сказать, что этот дух предков представляет собой негативные силы и душевные предубеждения, которые являются результатом обособления себя от психологического, семейного и культурного наследия - не очень искусного обособления. Опять-таки, для сравнения: в практике дхармы необходимо отсекать привязанности и привычки, но делать это нужно искусным способом.
Терри Клиффорд
Аватара пользователя
knopka_md
Постоялец
Сообщения: 140
Зарегистрирован: 08 сен 2017, 20:27

17 июл 2018, 03:09

Очень интересно,спасибо!
Ответить

Вернуться в «Магия в культуре и традициях народов мира»