International Research on Verbal Magic. Edited by Jonathan Roper.
Hampshire, England and New York, Palgrave MacMillan, 2009.
ISBN-13: 978-0-230-55184-8, ISBN-10: 0-230-55184-X.
Серия Пэлгрейв «Исторические исследования колдовства и магии»
(Palgrave Historical Studies in Witchcraft and Magic)
В предисловии к серии говорится, что, несмотря на заметный рост количества и качества публикаций по магии на английском языке, до сих
пор некоторые регионы и аспекты освещены недостаточно. Цель данной серии — ликвидировать этот пробел, а также уделить больше внимания таким мотивам и темам, как ангелы, черти, духи, привидения, знахарство и гадания.

Сборник предваряет редакторская статья Джонатана Ропера «Единство и разнообразие в науке о заговорах» (Jonathan Roper «Unity and
Diversity in Charms Studies»). Ее он начинает с того, как часто заговоры из рукописных сборников, представляющие научную ценность, могут быть проигнорированы и потеряны для науки по причине их сходства с библейскими цитатами. Ропер также подчеркивает древность и универсальность заговоров с точки зрения психологической, имея в виду их повсеместную распространенность в качестве инструмента приспособления к стрессу, например, болезням или любовным переживаниям.
Началом, точкой отсчета серьезного изучения заговоров Ропер считает публикацию «Великорусских заклинаний» Л. Майкова 1869 г., вместе с тем отдавая должное работе ученых-фольклористов Европы второй половины XIX в. При этом он отмечает, что даже в тот период заговоры как жанр часто игнорировались. Однако в начале XX столетия наука изучения заговоров пережила свой Золотой век, счастливо избежав таких крайностей, как слишком пристальное внимание к язычеству и националистические тенденции.
Затем наступил период упадка интереса к этому жанру, вызванный в Западной Европе модой на этнологию и городской фольклор, а в Восточной Европе — идеологическими причинами.
Наше время с его усилением интереса к жанру заговора Ропер называет серебряным веком. В подтверждение он приводит международные
конференции 2003, 2005 и 2007 гг., а также сам факт создания Комиссии по вербальной магии в рамках Международного Общества по изучению
фольклорных нарративов. Такой же живой интерес, увеличение количества публикаций характерны и для стран Восточной Европы, Кавказского
региона и Балтийских стран, и в этом ряду особенно выделяется Россия.
В результате исследователями был выработан ряд схем анализа заговоров. Среди них рассмотрение исторической связи между текстами; изучение взаимосвязи между текстом и контекстом, между текстом и ритуалом; исследование традиции передачи заговоров от одного исполнителя другому; рассмотрение вариативности текста; создание портрета исполнителя; анализ внутренней логики и поэтики текста; изучение психологии исполнителя и «заказчика», признание ценности заговора как исторического источника.
Сборник, который является предметом нашего обзора, разделен на две части. Первая посвящена проблемам изучения заговоров, а вторая — национальным традициям. Ропер оговаривается, что разделение это условное, поскольку авторы второй части, концентрируя внимание на национальном материале, не могут избежать сравнительного анализа, рассматривая конкретный текст как пример и мирового и общеевропейского заговорного наследия.

Первый раздел открывается статьей Лоры Старк «Тело исполнителя заговора и его поведение как зеркало самоидентификации» (Laura Stark.
«The Charmer's Body and Behavior as a Window Onto Early Modern Selfhood»). Финская фольклористка анализирует материалы Фольклорного архива Финского литературного общества, собранные в XIX-XX вв. Первое, что подчеркивает Старк, — это прямая зависимость распространения защитной магии от социально-экономических условий жизни в деревне. В прошлом, при практически полном отсутствии медицинской помощи и социальноправовой поддержки, крестьянин был вынужден прибегать к магии, чтобы защищаться от агрессивной среды, потенциально заключающей в себе угрозу болезней и насилия. В современном мире эта необходимость отпала.
Если обратиться к анализу восприятия исполнителями заговоров человека вообще и собственной личности в частности, то становится понятным, что и тело и сознание воспринимались как нечто незащищенное. Знание магии подчас было самым действенным орудием выживания в опасном мире и единственным способом защиты своего физического и психологического «я» от чужих посягательств.
Человека, который обладал силой тайного магического знания, называли tietaja (в буквальном переводе — «тот, кто знает»). Он совмещал в себе качества колдуна, целителя и предсказателя. Хотя в его практике можно легко проследить элементы евразийского шаманизма, но, в отличие от шамана, tietaja не было нужды путешествовать по мирам духов и мертвых, так как он воздействовал на агрессию словом — заклинаниями. Именно его репертуар сохранил наиболее ценные ритуалы и образцы народного эпоса.
Л. Старк подчеркивает еще один важный аспект исполнения магических заклинаний tietaja: сознательное искусственное создание состояния гневного экстаза, без которого ритуал, направленный на защиту или мщение, не совершался. Колдун в таком состоянии говорил громко, с пеной у рта, скрежеща зубами, нахмурясь и выкатив глаза, топая ногами, подпрыгивая. Поэтому колдунов иногда называли intomies, в буквальном переводе «неистовыми людьми». Нам кажется, что в этом описании можно увидеть элементы шаманского камлания, поскольку такое искусственное введение себя в экстатическое состояние для усиления действенности заговора довольно показательно, хотя любая ритуальная коммуникация такого рода всегда напрямую связана с демонстрацией своей власти над потусторонними силами. Примеры, приводимые Старк, подчеркивают важную роль как экстатически-гневного состояния во время совершения ритуала, так и создания для зрителя образа хорошей защищенности от вредоносного воздействия чужой магии. В последнем особую роль играла luonto — врожденная способность колдуна производить магические действия, которой он гордился. Окружающими это воспринималось как уникальное, присущее только этому колдуну свойство, которое одновременно служило предостережением против причинения ему вреда. Внешним признаком сильного luonto у колдуна обычно выступало наличие хороших зубов, а также его магическая способность делать собственное тело необычайно сильным и неуязвимым для оружия, как бы заключая его в невидимую броню. С нашей точки зрения, здесь опять проглядывает параллель между колдуном и шаманом (такие качества последнего, как неуязвимость для оружия и один из видов инициации по формуле «болезнь-выздоровление»).
В качестве примера магической защиты солдата перед уходом на фронт Старк приводит ритуал, включающий обмен рубашкой с умершим, а также последующее использование «побочного продукта» такой защиты — пуль, отскочивших от тела, — в лечении домашних животных.
В заключение автор сравнивает поведенческий механизм современного европейца и человека доиндустриальной эры в социуме. Если в XXI в.
вырабатывается самоконтроль под влиянием образовательных учреждений, которые призваны сформировать индивидуум, подавляющий свои эгоистические порывы в пользу социума, то в крестьянской культуре Х1Х-первой половины XX в. механизм защиты личности был направлен вовне. Целью являлось установление и защита «внешних границ» собственного «пространства», и магия была для этого единственным действенным средством.