Постановка цели и формальная логика

#1
ПРЕДИСЛОВИЕ
Небольшая статья, написанная мной, как продолжение темы техник планирования, начавшейся на курсах астрологии и геомантии, а именно о технике SMART. О ней вы можете почитать в интернете.
ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА
Почему формальная логика? Формальная логика - наука о формах, принципах и законах правильного мышления. Без правильного, последовательного и непротиворечивого мышления поставить цель, особенно на длительный срок, достаточно сложно. Несмотря на то, что все мы от природы мыслим логично, следовательно, можем ставить цели и без помощи науки логики, но всякий, кто в ней преуспеет, сможет это делать с максимальной эффективностью. И одними целями это не ограничивается.
Так как наука логика - наука о формах мышления, то нас интересует именно форма, а не содержание мышления, которое может чрезвычайно разнообразным, в отличии от форм, коих не так и много.
ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ
Логическое (абстрактное) мышление включает в себя:
Понятие - форма мышления, в которой выражаются главные и отличительные признаки множества объектов. Грубо говоря, в понятии выделяются те признаки, которые позволяют отличать одни объекты от других.
Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах.
Умозаключение - форма мышления, связывающая несколько суждений (посылок), из которых по строгим правилам выводится новое суждение (заключение).
ПОНЯТИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В данном случае нас больше интересуют непосредственно понятия. Поэтому нужно разобраться что же это такое, что оно в себя включает, какие логические операции мы можем осуществлять с понятиями и т.д.
В понятии выделяются две его логические характеристики:
Объем понятия - совокупность объектов, мыслимых в понятии. Грубо говоря, это количество предметов, которое понятие охватывает.
Содержание понятия - отличительные признаки объектов, мыслимых в понятии. Грубо говоря, это набор признаков, которые раскрывают понятие.
К составляющим объема понятия относятся:
Класс (множество) - совокупность объектов.
Подкласс (подмножество) - совокупность объектов, которое входит в основной класс объектов либо частично, либо полностью.
Например, возьмем такой класс как человек. Множество людей можно разделить по половому признаку: мужчины и женщины.
Если рассматривать множество мужчин, то это подмножество, входящее в основное множество всех людей.
Элемент класса - элемент множества объектов.
К составляющим содержания понятия относятся:
Род - это класс объектов, в рамках которого содержится два и более подкласса.
Родовое понятие - понятие, из которого выделяется класс (подкласс).
Вид - это один из классов, содержащийся в рамках более большего класса предметов. Грубо говоря, вид выделяется из рода.
Допустим, музыкальный инструмент - это род, а гитара - это вид.
Отсюда можно заметить одну деталь.
Чем меньше объем понятия, тем богаче его содержание. И наоборот. Если о понятии музыкальный инструмент мы можем сказать немного, лишь дать краткое определение, то о понятии гитара мы можем сказать значительно больше и перечислить значительно больше ее признаков. Если мы скажем, что это акустическая гитара, то здесь мы можем указать еще больше признаков и т.д.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ
Причем тут постановка цели?
Любая цель должна быть конкретной.
Допустим, я ставлю себе цель на год - стать художником.
Проблема здесь в том, что объем понятия художник слишком большой. Сразу возникают следующие вопросы: каким именно художником? Академический рисунок? Фотореализм? И так далее. При этом не должно быть логических скачков. Т.е. следует быть последовательным.
В случае рисования, без овладения техниками академического рисунка будет сложно добиться хорошего результата.
Это как изучать квантовую физику, не зная даже основ школьной физики. Следовательно цель должна быть реалистичной. Следует спрашивать себя: "А готов ли я к достижению этой цели? Достаточно ли у меня знаний и навыков для этого? Если нет, то может начать с чего-то более простого, а затем перейти от простого к сложному?".
Необходимо уметь уменьшать/увеличивать объем понятия. Это можно сделать путем прибавления/вычитания отличительных признаков. Уменьшим понятие русский писатель.
Убираем "русский", теперь остается просто писатель. Убираем "человек, занимающийся написанием книг", остается просто человек.
И наоборот, добавлением отличительных признаков мы можем увеличить объем понятия.
КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ЦЕЛЬ?
Из всего это делаем вывод, что цель должна быть небольшого объема, дабы она была для нас более понятной. Если она нам понятна, то мы можем ответить на вышеперечисленные вопросы, т.е определить, насколько цель реалистична и достижима, определить сроки ее достижения, оценить ее актуальность.
Все это кажется очевидным, но это лишь потому, что как было сказано выше, мы все от природы мыслим логично, но делаем это стихийно. А знание как работает наше мышление поможет нам использовать его более осознанно, более эффективно.
ВЫВОД
Знание основ логики необходимо для правильного мышления, а правильное мышление позволит ставить точные, понятные цели и двигаться к ним последовательно, не допуская в своих действиях противоречий. Все это даст возможность проложить себе тропинку к той жизни, которую мы для себя хотим.
Надеюсь эта статья будет полезной.

Re: Постановка цели и формальная логика

#2
Kassiel писал(а):
17 авг 2020, 20:10
Убираем "русский", теперь остается просто писатель. Убираем "человек, занимающийся написанием книг", остается просто человек.
И наоборот, добавлением отличительных признаков мы можем увеличить объем понятия.
Извиняюсь, здесь ошибка.
Прибавлением признаков мы уменьшаем объем понятия, а вычитанием признаков мы увеличиваем объем понятия.

Re: Постановка цели и формальная логика

#4
Anna Herbst писал(а):
17 авг 2020, 21:09
Хорошая статья Kassiel ! Читала несколько статей по формальной логике, особенно понравились моменты, касательно умозаключения,как все это выстраивается в логическую цепочку.Очень познавательно!
Умозаключения это уже отдельный и достаточно сложный раздел. Они бывают разных видов, их очень много и не всегда они простые.
Дабы не усложнять, решил, что в данном случае достаточно уметь хотя бы работать с понятиями (и то я дал далеко не всю информацию, но думаю этого достаточно), потому что у людей часто именно с этим проблема, когда цель - понятие очень большого объема и выделить хоть какую-то конкретику там практически невозможно.
Ответить

Вернуться в «Разговоры на свободные темы»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя

cron