Вавилонский зодиак.

#1
В представлениях шумеров небо имело форму купола, центральная часть которого поднята на мак­симальную высоту, а края на линии горизонта смы­каются с плоской землей. На западе и на востоке предполагалось существование особых дверей или ворот для восхода и захода луны, солнца, планет и звезд. При восходе или заходе светил их божества-хозяева должны были отпирать специальные засовы. С позднешумерского времени различали види­мую часть неба («лицо неба») и таинственную внут­реннюю часть («сердце неба»). Звезды первоначаль­но сравнивались со стадом коров, которое гонит по небу лазуритовым стрекалом лунный бог Нанна. Впоследствии у вавилонян появится иное сравне­ние — с небесными письменами. Связано оно с тем, что почти все вавилоно-ассирийские названия со­звездий имеют шумерское происхождение и каж­дый небесный объект может прочитываться в кон­тексте какого-либо мифа.

Единственный надежный источник для реконст­рукции астрономических знаний шумеров — их куль­товый календарь. Шумерский культовый календарь, являвшийся основным и эталонным для жителей всего Южного Двуречья, происходит из священного города Ниппура, божеством которого, напомним, был регулятор мирового порядка и владыка природы Энлиль. Календарь этот лунно-солнечный, он основан на корректном согласовании смены лунных фаз с годовым путешествием солнца вблизи созвездий не­бесного экватора. Календарь хорошо различает пе­риоды равноденствий и солнцестояний, состоит из 360 дней, 12 месяцев и 4 сезонов. С целью уравне­ния двух циклов каждые несколько лет специаль­ным указом вставлялся дополнительный 13-й месяц. Каждый месяц календаря начинался с новолуния и содержал 29 или 30 суток в нерегулярной последо­вательности. В свою очередь, сутки делились на 12 равных двойных часов, обозначавшихся шумерским словом для определения длин и расстояний (что-то вроде мили); двойные часы разделялись на 30 уш, или градусы времени. Один градус времени содер­жал в точности 4 современные минуты. Впрочем, в народе предпочитали пользоваться простым разде­лением суток на три так называемые «стражи» (1 стража = 8 часам). Летом ночные стражи были короче, чем зимой, а дневные длиннее.

С календарем из Ниппура, без сомнения, связа­на и образная система Зодиака (известного только из поздних вавилонских источников). Шумеры заметили, что каждый год в одном и том же месяце на горизонте восходит определенное созвездие, и свя­зали восход этого созвездия с состоянием природы в данном месяце. Это состояние фиксировалось тра­дицией в ритуально-мифологической форме. Так по­явился известный нам вавилонский Зодиак:

Овен — название, представляющее собой иг­ру смыслов и клинописных знаков. У шумеров это созвездие называлось лу-хунга — «Наемный Работ­ник» или «Доброволец». Созвездие восходило в пе­риод весеннего равноденствия и начала ниппурского года, когда избирался новый царь. Согласно тра­диции избранник должен был быть добровольцем, который хочет вызвать на поединок силы старого мира и сразиться с ними. Это жертвующий собой юноша, который знает, что его решимость таит в себе двойную опасность: либо он будет убит на поедин­ке, либо через какое-то время, уже будучи царем, погибнет от руки такого же претендента. С жерт­вой добровольца сравнивается обычай приносить в жертву Новому году ягнят-первинок. Когда клинопис­ные обозначения созвездий начинают сокращать, название лу-хунга редуцируется до лу, причем спер­ва его пишут знаком LU2 — «человек», а затем зна­ком LU, который представляет собой стилизованное изображение барана. Жертвенный царь и жертвен­ный ягненок сливаются в единый образ весенней новогодней жертвы.

Телец — название, напрямую связанное с ри­туалом второго ниппурского месяца. Тельцом называли бога Нинурту, победившего всех соперников своего города и после победы совершившего обряд священного брака со своей невестой. В это же вре­мя совершается ассоциативный со священным бра­ком обряд утаптывания и распахивания сырой по­сле разлива земли, на поле выводились как стадные волы, так и волы, запряженные в плуги. Смысл со­бытий месяца — война, любовь и пахота. Все эти грани объединяет образ свирепого и плодовитого быка (а также трудолюбивого вола).

Близнецы — название, связанное с почитани­ем братьев-близнецов Сина и Нергала, рожденных Энлилем и Нинлиль в подземном мире. После этого один из братьев, Син, стал богом Луны и ушел на небо; другой, Нергал, остался под землей управлять миром мертвых.

Рак — сложное по переплетению ассоциаций название. Восход этого созвездия совпадает с пе­риодом летнего солнцестояния, после которого солн­це начинает пятиться назад, в подземный мир, а так­же с ранним севом зерновых, также уходящих под землю. С событиями этого времени связаны риту­альные проводы весеннего бога Думузи в подзем­ный мир и его последующее оплакивание. Думузи в данном случае является олицетворением и опус­каемого в землю зерна, и снижающегося солнца.

Лев — название, связанное с состязаниями, которые проводились в честь царя-героя Гильгамеша юношами городских кварталов. Гильгамеш и Саргон, стремившиеся оставить по себе бессмертную память военными походами, часто сравнивались со львом. Лев олицетворял одновременно царя зверей и солнце (из-за гривы). Именно таким солнечным царем-победителем был Гильгамеш.

Дева — название, связанное с обрядом очи­щения богини Инанны, вернувшейся на землю из подземного мира (где она, скорее всего, безрезуль­татно искала Думузи).

Весы — символ осеннего равноденствия, урав­нивающего ночь и день. В шумерской традиции это время суда, который бог Солнца устраивает живым и мертвым, а также время почитания судей загроб­ного мира Ануннаков.

Скорпион. Причина именования восьмого зодиакального созвездия Скорпионом из клинописных источников неясна.

Стрелец. Девятое созвездие называлось Пабильсаг, по имени шумерского героя, отождествлявшегося с Нинуртой и Нергалом. На межевых камнях из Вави­лона этот герой изображен с луком в руке, отсюда и пошло более позднее именование Стрелец.

Козерог. Десятое созвездие называлось Рыбокозленок. Оно восходило в период зимнего солнцестояния и было связано с ритуалом выведения из подземно­го мира и кормления умерших отцов государства. Его символика связана с одним из образов бога Энки: рыба символизировала недоступные глубины пре­мудрости, а козленок — пророчество о грядущей судьбе человечества.

Водолей — позднее название созвездия, ко­торое в клинописных текстах именуется Великан. В самом деле, на многих шумеро-аккадских изобра­жениях можно видеть высокорослое, длинноволосое и бородатое существо мужского пола, от плеч или раскинутых рук которого отделяются два водных потока. Символика созвездия связана с проливными дождями, максимум которых выпадает в Месопота­мии именно в это время (январь—февраль).

Рыбы имели и другое имя — Хвосты. Как и название последнего ниппурского месяца, «жатва», название последнего зодиакального знака символизировало конец цикла, уход жизни в область водно­го хаоса.
blossom
Ответить

Вернуться в «Астрология. Теория.»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя