История астрологии М.П.Холл

#1
Поймите же, что такое астрология:
ей подвластны природа, мудрость и наука звезд, зарождающих и творящих жизнь человека... И можно было бы избежать множества зол, которые происходят вследствие неблагоприятного расположения звезд, если бы астрология была основательно и как следует изучена и в соответствии с типами звездных влияний составлялись гороскопы детей.
Парацельс


Цель этой небольшой книги — в сжатой и доступной форме дать представление об основных фактах истории астрологии. Наш курс ни в коей мере не завершен — сам предмет настолько обширен, что не может быть заключен в узкие рамки столь небольшой работы. Однако нам кажется, что определенные усилия в этом направлении не являются излишними, так как с тех пор, как сэр Кристофер Хейдон составил в 1603 году свою знаменитую «Защиту юдициарной астрологии», лишь несколько историков представили неверящему миру факты об этой древней науке.

Мы собрали данные из множества источников, большинство из которых указывается в тексте или в примечаниях, и рекомендуем всем, кто пожелает более глубоко изучить предмет, тщательно исследовать источники, на которые мы ссылаемся.

Примечания к настоящей работе послужили первоисточником для создания основы лекции «Происхождение астрологии», представленной перед третьим ежегодным собранием Национального астрологического общества. Эта лекция преследовала две цели: во-первых, предоставить студентам, изучающим астрологию, некоторые фактические данные, свидетельствующие о древности науки, ее достоинствах и значении; и, во-вторых, исправить неверное понимание этого предмета, которое умышленно распространялось предвзято настроенными учеными и теологами.

Астрологи, особенно в Америке, постоянно подвергались оскорблениям и необоснованным нападкам за их преданность своему учению, достоверность которого была подтверждена несколькими тысячелетиями наблюдений и экспериментов. Астролога неоправданно высмеивали группы так называемых ученых, и ему очень редко предоставлялась возможность объяснить принципы своей науки, если предоставлялась вообще. Почти все отчеты об астрологии, которые появлялись в обычных исследовательских работах по науке и истории, были написаны ее оппонентами. И когда литераторам в соответствии с интересами их основного предмета было необходимо коснуться знаний о звездах, они редко забывали выказать пренебрежение и сделать принятые ложные замечания об этой науке, что дискредитировало скорее их самих, чем астрологию.

Публику постоянно предупреждали, что верить в астрологию немногим лучше, чем верить душевнобольному. Астрономы приклеили астрологии ярлык средневекового предрассудка, свойственного прачкам, повивальным бабкам и цыганкам. Крупные ученые современной школы лишь на основании сомнительной репутации астрологии одним выразительным жестом предали анафеме всех оккультных ученых и низвели астрологию до ряда ненужных и забытых учений.

Вскрытие Причины — достойное завершение всех исследований. Известно, что это может не только возвеличить изучаемый факт, но и восстановить торжество истины. Однако, по непонятным мотивам, которые совершенно нс поддаются научной проверке, Причина остается неизвестной, факты — туманными, а истина — всего лишь словами. Естественно, непрофессионал в поисках знаний о звездном мире обращается к астроному, предназначение которого — измерять необъятность пространства и классифицировать присущие ему великие энергии. Если современный астроном уверенно провозглашает, что небесные тела не могут влиять на нравственность людей, его заявление признается официальным и окончательным. Обычному человеку редко приходит в голову мысль, что астроном своим официальным заявлением ничего не доказал, и, да будет вам известно, и не в состоянии ничего доказать. Астрология никогда не была научно дискредитирована, несмотря на всяческие пустые угрозы.

Великий Исаак Ньютон, в ком сочетались блестящий интеллект и удивительная скромность, пришел к изучению астрономии благодаря интересу к астрологии. Однажды в ответ на комплимент о глубине его эрудиции Ньютон ответил с мягкой улыбкой: «Если я вижу дальше, чем другие, то это потому, что я стою на плечах гигантов». Мы скромно напоминаем современному ученому, что и он в большом долгу у вековой мудрости, которой он нынче хвалится. Гиганты, на чьих «плечах» стоял Ньютон, — это Пифагор, Птолемей, Коперник, Галилей, Кеплер и Браге. Все эти великие люди были астрологами, но у них не наблюдалось ни единого симптома того умственного вырождения, которым, по мнению представителей современной науки, страдают все астрологи.

В таком случае разве это суеверие или научная ересь — предполагать, что предмет, который занимал умы наиболее способных мыслителей на протяжении всего периода записанной всемирной истории, возможно, заслуживает более терпимого отношения наших современных ученых?

Наш подход — это не бабушкины сказки, а прочно установившаяся традиция, основанная на трех великих неотъемлемых составляющих любого знания: авторитете, наблюдении и эксперименте, которые, в соответствии с мнением лорда Бэкона, являются подходящей основой для создания научных предпосылок.

Приведем высказывание лорда Бэкона, который совершенно определенно утверждал, что «в большей мере» астрологию можно отнести к пророчеству: «Можно предопределить появление комет, все виды метеоров, наводнения, затруднительные ситуации, засухи, заморозки, землетрясения, извержения воды и огня, ураганы и дожди, различные сезонные колебания, мор, эпидемии, урожаи и неурожаи, войны, бунты, расколы, переселение людей и всевозможные другие потрясения или общие переломные моменты как в природе, так и в обществе, которые (как я склонен полагать) могут быть предсказаны».

Современная астрономия касается только физической структуры космоса. Один астроном в своих недавних попытках оправдать собственное существование написал довольно большую работу, стремясь доказать то, что без бесценного вклада его науки нашим вычислениям времени недоставало бы точности и наши поезда сбивались бы с графика. Итак, гора опять родила мышь.

Астрономы древности, то есть астрологи, заботились в первую очередь об интеллектуальной и нравственной энергии Вселенной. Материализм в настоящем столетии извратил применение знаний, перевернув их вверх ногами и лишив разумной основы, позволив такой благородной науке, как астрономия, превратиться в чисто абстрактный и сравнительно бесполезный инструмент, который не может внести в несостоятельность мира в области духовных, философских и этических ценностей ничего более, чем таблицы бессмысленных цифр. Вопрос, является ли пространство прямым или искривленным в своей протяженности, может занимать лишь небольшую часть узких специалистов, в то время как тема нравственной взаимосвязи человека и космоса и места человеческой души в гармонии сфер имеет гораздо большее значение для мира, страдающего от всевозможного мирского зла.

Нас могут обвинить в том, что мы пишем этот труд пристрастно, поскольку критика в настоящее время считается признаком учености и среди ученых стало правилом начинать дискуссии огульной критикой древних наук и изрядно поносить несогласных с ними коллег. Мы не обращаем внимания на злословие этих многочисленных лжеученых, которые не приемлют инакомыслия. Невозможно отвечать на нападки тех, кто не предпринимает никаких усилий, чтобы предоставить разумные аргументы. Даже не пытаясь рассмотреть данный предмет, изучить его, исследовать и обсудить, наука выносит безапелляционный вердикт в отношении астрологии. И если наш труд полностью посвящен защите астрологии, то это именно потому, что практически любая статья по этому предмету, написанная не астрологами (и предположительно небеспристрастными), представляет собой неквалифицированные нападки.

До тех пор пока критика остается профессией невежд, у астрологии не будет недостатка в тех, кто ее порочит.

Мы как раз и хотим исправить некоторые касающиеся астрологии, наиболее грубые искажения, распространенные в настоящее время. Публику убедили, что древняя наука практически умерла. И ведущие преподаватели превратно толкуют этот вопрос, считая астрологию невостребованной. Но факты свидетельствуют о том, что в настоящее время у астрологии большее число защитников, чем когда-либо раньше за всю ее долгую и великую историю. Книготорговцы и библиотекари подтверждают, что работы по этому предмету пользуются все возрастающим спросом, их качество постоянно улучшается. Европа, в особенности Германия, стала достаточно осведомленной в астрологии, и технический тевтонский ум предпринимает пространные и скрупулезные исследования с весьма значительными результатами. Франция и Англия тоже достойно продолжают распространять астрологические идеи, волна энтузиазма донесла астрологию со всеми ее ответвлениями и до Америки.

Можно без преувеличения насчитать десятки, если не сотни тысяч студентов в Соединенных Штатах, изучающих этот предмет, а также несколько соответствующих курсов, которые распространяют основные положения этой науки в больших и малых городах разных штатов. Покойная Эванджелина Адамс получала более 300 тыс. писем в год от лиц, интересующихся астрологией. И мужчины, и женщины самых разных профессий и общественного положения, среди которых было немало знаменитостей литературного мира, признавали как теоретическую, так и практическую ценность этой науки. И несмотря на то что противники астрологии продолжают свои неустанные попытки дискредитировать этот предмет, астрология в целом победоносно шествует, поддерживаемая либерально настроенными и прогрессивными людьми во всех уголках мира.

Была также попытка показать, что астрология несовместима с религиозными принципами, влияние которых столь сильно в определенной части так называемого «христианского мира». Теологи в своем большинстве вступили в союз со своими злейшими врагами, учеными-материалистами, рассматривая астрологию в качестве общего врага. Несколько столетий назад известный священник, преподобный Джон Батлер, ректор из Лихтбурга, почувствовал, что он призван искоренить астрологов Англии. Чтобы получить больше информации, на основании которой можно было бы порочить астрологию, он решил кратко ознакомиться с литературой по этому предмету, и тут вдруг произошло чудо! Лучше всего это можно выразить его же словами: «Мне следует также признать, что несколько лет тому назад я тоже был одним из врагов этой благородной науки, который боролся вслепую, сам не зная с чем, до тех пор, пока не предпринял попытки трезво прочитать несколько строк этого предмета. И несмотря на то что это было сделано с самыми серьезными намерениями найти удобный повод вылить на нее грязь, я получил возможность понять, с чем же я имею дело, и это вызвало во мне почтение к ее сединам, которые я так несправедливо и невежественно презирал... И, таким образом, изучая ее, я обнаружил, что вслед за теологией ничто не приведет меня ближе к пониманию Бога, чем священная наука астрологии о великой работе природы».

Большинство религиозных вдохновенных идей христианского мира берет начало от древних иудеев, и неплохо было бы уразуметь, что в значительной степени, как утверждает Хейдон, астрология была взлелеяна мудрейшими из древних израильтян, в том числе даже самим Моисеем, который, очевидно, был весьма сведущ в этой науке, поскольку он был жрецом египтян. В иудейской энциклопедии содержится свидетельство благоговения, с которым библейские патриархи обычно относились к знаниям по астрологии: «Халдей Авраам носил на груди большую таблицу с астрологическими символами, по которым можно было прочитать судьбу каждого человека; поэтому каждое утро возле его двери собирались все короли Востока и Запада, чтобы получить совет, — как говорит Хаггадист».

Среди иудеев было множество мастеров астрологии. К ним можно отнести Калира, Ибн Габриоля, Якоба беи Тарика, Сахл ибн Бишр ал-Израели, Ан- друзагар-бен Зади Фарука, Шаббетай Доналоу, Авраама ибн Хаййя, Абрахама ибн Езра, которые называли астрологию возвышенной наукой. Далее следуют Авраам бен Давид из Поскваера, Иуда ха-Леви, Авраам ибн Дауд, Албо, Исаак Арама, Соломон бен Адрет и Давид Ганс. Маймонид, величайший из еврейских философов, отмечает: «Поскольку Бог создал эти звезды и сферы, чтобы управлять миром, и поместил их так высоко, и доверил им эту честь, они — Его слуги, которые служат Ему, и людям следует превозносить и прославлять их и воздавать им почести».

«Новая энциклопедия знаний о религии» Шафф-Герцога содержит следующее любопытное упоминание о рождении Христа: «Звезда Магов (Матвея, гл. 2), возможно, была соединением Юпитера и Сатурна в знаке Рыб в 747 году по римскому летоисчислению, которое иудейские астрологи, как утверждает Абар Данель, считали указанием на явление Мессии». Не следует нам забывать и Рабби Ханина, который говорил: «Идите к сыну Леви и скажите ему, что судьба личности определяется не расположением звезд в данный день, но в данный час».

Из этих отрывков видно, что составители Библии и последующие ее комментаторы наряду с наиболее учеными мужами Израиля находили в астрологии не более святотатства, чем те священники христианской церкви, которые перечислены во второй части этой книги.

Астрология со времен Гиппократа считалась чрезвычайно полезной при диагностике заболеваний, и даже в наше время некоторые врачи обращаются к ее диагностическому аспекту, обычно не ставя об этом в известность пациента из-за существующих предрассудков. В качестве примера можно привести следующий случай, рассказанный Киплингом в избранном кругу членов Королевского медицинского общества в отеле «Мейфер» в Лондоне: «Около трехсот лет назад Николас Кульперер, врач-астролог, практиковал в Спитафилде, как раз в это время служанка его друга слегла, местный врач определил у нее чуму. Кульперер был приглашен в качестве консультанта. Когда он прибыл, семья собирала свои вещи и готовилась к отъезду, решив бросить девушку умирать здесь. Он взялся за дело. Не занимаясь излишней чепухой и даже не удостоверившись в том, похож ли ее язык на язык зараженного чумой, он спросил в котором часу девушка слегла. Затем составил гороскоп и стал смотреть по карте звездного неба, как можно излечить эту болезнь. Расположение звезд указывало, что это не чума, а всего лишь ветряная оспа, которую наши предки лечили так же просто, как и мы. Все так и оказалось. И семья вернулась обратно и жила с тех пор счастливо, девушка поправилась, а Кульперер высказал все, что он думает о своем коллеге, допустившем ошибку. И среди всего прочего назвал его слепцом и безнадежным глупцом».

В различных разделах этой книги под соответствующими заголовками вы познакомитесь с материалами о связи религии, философии и науки с астрологией. Из собранных нами данных видно, что во все времена величайшие философы и ученые признавали, что движение и расположение небесных тел удивительным образом влияет на физические явления. На страницах книги вы найдете астролога-священника, астролога-ученого, астролога-короля, астролога-государственного деятеля, астролога-философа и астролога-поэта. Это будут отнюдь не безвестные имена, а скорее величайшие среди множества других. Не каждая наука может похвастаться подобными примерами.

Истина неопровержима.
Ответить

Вернуться в «Астрология. Общие сведения.»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

cron