Клинописный текст как ритуал

#1
Клинописный текст есть ритуал, т.е. в нем соблюдается строгий порядок следования формул. В аккадском есть такое слово riksu "связь, структура, организация, порядок, ритуал". Так вот, если сравнить между собой тексты далеких друг от друга жанров, то в них обнаружится одна и та же riksu. И она связана с расположением строк таблички сверху вниз.
Царская строительная и посвятительная надпись:
1) какому богу
2) кто (с эпитетами)
3) что
4) построил (и посвятил)

Хозяйственный текст:
1) что (число и название)
2) кто
3) где (куда)
4) пожертвовал

Заговор:

1) эталон (т.е. священный предмет, который очищает, или бог очищения)
2) инцидент
3) рецепт
4) действие

Письмо:

1) кому
2) скажи
3) кто говорит
4) информация

Гадательный текст:

1) если
2) протасис (есть некий знак)
3) то
4) аподосис (что-то случится)

Законодательный текст:

1) если
2) прецедент
3) то
4) вердикт

Царский список:

1) отделение Неба от Земли
2) первые пять городов
3) потоп
4) послепотопная переходящая царственность

Для шумерского эпоса та же связь обнаружена В.К.Афанасьевой в статье "Сказание о Гильгамеше, Энкиду и подземном царстве в свете космогонических представлений шумерийцев" (ВДИ 2, 2000, 53-63). Эпическая песня "Гильгамеш и Подземный мир" делится по локусу на 4 части:
1) берег Евфрата, где растет священное дерево хулуппу,
2) пересадка дерева в городе Уруке,
3) заселение дерева хтоническими чудовищами,
4) перенос действия в Подземный мир.

Всюду видим деление на 4 части. Они совпадают с четырьмя уровнями Мировой Вертикали в шумерской мифологии - Небом, Срединным миром, Абзу и Подземным миром.
1 часть (уровень "Небо") - то, что наиболее ценно. В экономических текстах самая большая ценность это жертвы, в заговорах - исцеляющие предметы и боги, в царских надписях - боги, в письмах - адресат, в законодательных и гадательных текстах (устроенных одинаково) - возможность прецедента.
2 часть (уровень "Срединный мир") - субъект действия. Соответственно это правитель, жертвователь, субъект прецедента и тот, кто говорит от имени адресанта в письме.
3 часть (уровень Абзу) - она различна у всех текстовых групп. Может обозначать локус действия, объект действия, способ действия, разделять два события, выражать необходимость действия/события. В письме эта часть обозначает факт прямой речи адресанта, отделяющий имя адресата от информации адресанта. Иногда эта часть прямо не выражается, а только подразумевается в тексте (например, для "если" есть слово, а для "то" оно отсутствует, но само "то" подразумевается).
4 часть (уровень "Подземный мир") - само действие и его результат. То, ради чего создавался текст, всегда в конце текста. Храм построен, жертва принесена, вердикт произнесен, демоны удалены от больного, царская власть установлена, знак растолкован.

В этой теме есть ещё 2 сообщения (-й, -е).

Вы должны быть зарегистрированным пользователем и войти в систему, чтобы просмотреть сообщение (-я) в этой теме.


Регистрация Вход
 
Ответить

Вернуться в «Теория»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя