Однако, перед тем, как вернуться к уже устоявшемуся мнению, я бы предложил остановиться и на мгновение обратить внимание на Тарокки Мантеньи - раннюю колоду Таро, которой, сожалению, пренебрегают. Эта колода наряду с колодой Висконти-Сфорца 15го столетия признается одной из наиболее ранних известных колод Тарокки, издававшихся до 1465 г. (Некоторые предполагают, что Тарокки Мантеньи может быть даже более ранней колодой, нежели Висконти-Сфорца).
О Тарокки Мантеньи известно немного, и то, что мы знаем, полностью противоречит его названию. Большинство ученых придерживаются мнения, что это Тарокки ошибочно приписывается Андреа Мантенья (1431-1506), живописцу и издателю школы Падуи, и, скорее, принадлежит феррарской школе. Это не колода Тарокки в полном смысле этого слова, и не карты, а серия гравюр. Кеннет Кларк, известный историк-искусствовед эпохи Ренессанса, приписывает их создание Паррасио Мишелю, мастеру феррарской школы. Они состоят из 50 прекрасно выполненных гравюр, разделенных на 5 декад, которые можно охарактеризовать следующим образом:
1. Архетипическое социальное состояние человечества;
2. Девять Муз и Аполлон;
3. Свободные искусства;
4. Главные добродетели;
5. Небесные сферы.
Символизм этих карт (или, возможно, нам их следует называть "эмблематическими изображениями"), похоже, берет свое начало в герметической традиции, которая сейчас признается основой итальянского Ренессанса середины 15 века. Именно в этот период были основаны платонические академии Медичи, а Фичино и другие ученые начали переводить такие тексты как Corpus Hermeticum и работы Платона, часть из которых была доставлена к флорентийскому двору Гемистусом Плетоном (1355-1450), греческим ученым, возможно, получившим посвящение в "платонической" школе мистерий на Востоке. Эта реконструкция герметического и неоплатонического эзотеризма нашла свое отражение в таких образах как Музы, Свободные Искусства, Главные Добродетели и Небесные Сферы, и я считаю, что Тарокки Мантеньи должны рассматриваться как "книга символов" этого герметического течения. Таким образом то, что эти изображения явно соотносятся с более поздними колодами Таро, представляет собой величайший интерес для изучающих как Таро, так и герметизм.

Первая декада представляет собой последовательность положений человека, от жалкого нищего до Папы:
1. Нищий
2. Слуга
3. Ремесленник или Мастер
4. Торговец
5. Джентльмен или сквайр
6. Рыцарь
7. Дюк
8. Король
9. Император
10. Папа
В этой последовательности отражено как социальное положение человека, так и этапы внутреннего развития, от низшей "нищей" души до духовности - Папы.

Примечательно то, что это хорошо ложится на схему Древа Жизни, полностью соответствуя сефиротам, а также может быть хорошо символически увязано с пифагорейским "тетрактисом" или пирамидой.

Вторая декада состоит из изображений девяти муз и Аполлона. Эти музы покровительствуют определенным искусствам и инструментам этих искусств.


Эта группа представляет архетипические источники вдохновения души; музы действуют в сфере воображения. Душа может обращаться к этим десяти внутренним духовным источникам в поисках вдохновения и трансформации

Третья группа состоит из семи Свободных Искусств, а Поэзия, Фиолософия и Теология дополняют этот список до десяти. Свободные Искусства - основа схоластики. Они состоят из триады Грамматики, Риторики и Диалектики, которые учат разум пользоваться речью, а также Геометрии, Арифметики, Музыки и Астрономии, составляющих основу средневековой науки. Каждая из этих наук держит в руках символ:
Грамматика - Напильник и Вазу
Логика - Дракона под покрывалом
Риторика - Меч
Геометрия - Круг, Квадрат, Треугольник
Арифметика - Монеты или счеты
Музыка - Флейту
Поэзия - Флейту и Вазу
Философия - Стрелу и Щит (фигура Афины)
Астрономия - Звездную сферу и указку (фигура ангела)
Теология - Небесную сферу и Землю (фигура андрогина)
Эта группа - арехтипы, которые работают в сфере человеческого мышления.

Четвертая декада состоит из семи Главных Добродетелей, изображенных в виде женских фигур вместе с тремя Духами (или Гениями) Жизни (или Солнца), Временем и Космосом, которые изображаются Ангелами. Каждая фигура держит символ. Рядом с семью Главными Добродетелями также изображены фигуры животных.


Эти фигуры представляют совесть как добродетель высшей души человека. Если душа стремится к внутреннему совершенству, к пробужденности духа в сфере жизненной силы (Солнце), Времени и Пространства, то из зерна совести, заложенного в душе, разовьются Добродетели, развернутся, прорастут изнутри и проявятся в поступках человека.

Последняя декада - Небесные сферы - семь планет и три высших сферы, каждой из которых соответствует символ.


Они представляют высшие духовные принципы, действующие как планетарные силы во всех мировых проявлениях.
Подведем итог:


Итак, космические сферы пятой декады представляют Макрокосм, а первая декада является своего рода отображением его в Микрокосме. Между двумя этими полюсами находятся Музы, Свободные искусства и Главные добродетели - архетипические силы, воспринимаемые душой в сфере чувствования, мышления и воли. Эти силы могут развить в человеке дар воображения, мышление и духовность. Все это отображает идеал эпохи Возрождения, рожденный неоплатоническими академиями, вдохновлявший художников, писаталей и музыкантов, давший начало великой творческой работе человека по перестройке ограничивающих социальных форм средневековья и дополнительный импульс свободным духовным исканиям.
Таким образом, очевидно, что символизм этих карт берет свое начало в неоплатоническом и герметическом течениях, но не ограничивается лишь этим периодом. Изображения этой очень ранней колоды отображают данную совокупность герметических идей. Возможно, что Тарокки Мантеньи явились источником архетипических форм для некоторых более поздних и более знакомых нам колод Таро. Проследим видимые параллели:


(с) Adam McLean (впервые опубликовано в Hermetic Journal в 1983)
перевод Зау Таргиски, 2003