Скади. Свободная Женщина

#1
Первоначально издано Sagewoman, Лето, 2002

Ночь, мороз... Ледяной ветер кружится вокруг Вас, поднимаясь в ночное небо, чистое и полное звёзд. Они блестят в темноте подобно льдинкам... С каждым порывом ветра холод сгущается, но меха, одетые на Вас, сохраняют тепло.
Из далека до Вас доносится одинокий волчий вой. Вы стоите на заснеженном склоне, вокруг Вас поднимаются горы Йотунхейма, где живут инеистые великаны, повсюду ледяные скалы причудливой формы, замёрзшие водопады. На вершине, цепляясь за скалы, притулился замок, его белые стены мерцают в звёздном свете. Тёмный лес виднеется у подножия.
Внезапно в небе появляется голубоватое свечение, как будто лента света, протянувшаяся поперек неба. Оно слегка колышется над Вами и меняет цвета. Вот оно уже становится фиолетовым, затем жёлтым и, наконец, бледно зелёным. Свечение отражается в ледяных стенах замка, переливаясь всеми цветами радуги. Когда сияние исчезает, сгущается тьма. Снова звучит волчий вой, всё ближе и ближе. Вы стоите, прислушавшись. Они идут сюда? Внезапно Вы понимаете, что одиноки в этой стране скал и снега.
Скользя, Вы спешите к ближайшему перелеску в тень высоких вечнозелёных деревьев. Выглядывая из-под полога леса, Вы видите тёмные очертания, приближающиеся к Вам. Через мгновение картина меняется. Серые волки, белые волки, чёрные волки, легко бегут по белому снегу. Вы сдерживаете своё дыхание, желая бежать с ними и боясь быть замеченными.
За бегущей стаей волков появляется фигура женщины, высокая, выше смертных, одетая в белый меховой плащ, чёрные ботинки и перчатки, чёрные волосы струятся позади неё. Её лыжи стремительно несут её по снегу. В её руках лук. Всё ближе и ближе она прибывает, бегущая с волками. Вы вжимаетесь в тень дерева. Её лицо спокойно, взгляд холодный и пристальный. Поравнявшись с Вами, она притормаживает, её ледяной взгляд проходит сквозь дерево и Ваше сердце останавливается. Она видела Вас? На её губах тихая усмешка, она рвётся вперед и ускоряется вниз по склону. И желание, которому Вы не можете сопротивляться, тянет Вас за ней.
Преследование ведет вниз под гору, иногда Вы оступаетесь, но успеваете удержать её в поле зрения. Снег тонок, скалистые вершины обнажены. Теперь Вы можете слышать журчание воды. Вы скользите в грязь, поскольку снег вокруг тает, превращаясь в грязную слякоть. Звуки таяния льда, журчания, капели слышатся отовсюду. Вы вынуждены тщательно выбирать свой путь через лужи. Таяние снегов превращается в мчащийся поток, и воздух становится более тёплым.
Вам становится жарко, Вы сбрасываете свои меха и видите, что Женщина впереди Вас сделала то же самое. Её одежды под мехами оказались столь же тёмными как почва, на которой она стоит. Впереди небо становится серым, воздух все еще холоден, но теперь это влажный холод, а не колючий холод снега. Почва становится прочной, и пробираясь сквозь лес, Вы обнаруживаете молодые почки на ветвях и траву, которая только начинает прорастать. Ветер волнует кроны деревьев, и они превращаются в облака белого цвета, лепестки опадают на тёмную почву подобно весеннему снегу.
Волки прекратили свою безумную гонку, они катаются по земле, скачут и рычат, играя. Королева волков огрызается на одного и самцов, но он возвращается, заигрывая с ней, пока она, наконец, не принимает его ухаживания. Госпожа приостановилась на краю луга. Его грязная почва всё ещё засыпана серебристой шелухой прошлогодней травы. Деревья растут по кругу, это - святилище Госпожи.
Небо становится более ярким. На востоке первые лучи солнца прорезают небо. Розовеют, сверкая облака. Лицо Госпожи проясняется. Оно также красиво, но стало более мягким. Глаза, которые были такими ледяными, теперь ясны как вешние воды. Волки играют у её ног. Она снимает своё оружие, и солнце появляется из-за холмов. Когда первые лучи касаются земли, прорастают зелёные ростки. Освещённая солнцем фигура Госпожи становится столь сияющей, что Вы едва можете её видеть.
Ослепленные Вы закрываете глаза. Мир кружится вокруг Вас. Когда это прекращается, Вы оказывается в вашей собственной знакомой обстановке. Но великолепие Богини остается яркой картиной в Вашем сознании, и когда Вы думаете о ней, кровь всё ещё поёт в ваших венах, и Вы помните, как это было, чтобы чувствовать себя свободный.

Мы называем Скади богиней, но в старых сказаниях севера, она не относится ни к клану воинственных богов, называемых Асами, ни к сельскохозяйственным Ванам, она является роднёй наиболее старшим богам - инеистым великанам древности.
Подобно многим другим культурам, ранние народы Скандинавии имели мифы о первом поколении божеств, которые олицетворяли неприрученные силы природы. Я полагаю, что это были первые божества, которым давали имена наши предки, жившие на лоне природы, занимавшиеся охотой, собирательством и имевшие убежища в пещерах. Несмотря на убеждения фольклористов 19-ого столетия, что истории богов были изобретены, чтобы объяснить естественные явления природы, боги, которых мы находим в более развитой мифологии, это, фактически, не боги сил природы (даже на Аполлона и Артемиду перенесена была ассоциация их с солнцем и луной от Титанов Гелиоса и Селены соответственно), а культурные боги, олицетворяющие социальные роли и функции.
Поскольку человеческие культуры развивали способности производства продовольствия и строительства зданий, они стали менее уязвимыми к экологическим изменениям, и, таким образом, начали отделять себя от природы. Новые пути требовали новых богов, и поэтому в большинстве мифологий мы находим истории о том, как первоначальные божества были побеждены божествами человеческой культуры, которых мы и знаем как богов. В теогонии Греков, например, Титаны были побеждены Зевсом и его товарищами Олимпийцами и заключены в Подземном мире.
Но на севере было не так, или, по крайней мере, не совсем так. В их мифах, говорится, что самый старший из истинных богов убил первое Существо, Имира, и из частей его тела создал мир. Но другой изначальный дух всё ещё живет в Утгарде - это дикий мир вне человеческих стен (защищенное место в пределах этих стен называют Иннангард (Innangarth)). Даже бог Тор, молот которого защищает богов и людей, уничтожает только столько великанов, сколько необходимо для сохранения равновесия, так, чтобы на земле было место для человечества.
Мифы Севера полны историй, в которых боги взаимодействуют с великанами, иногда борясь с ними, иногда обманывая, иногда посещая их замки в поиске мудрости. История отношений между культурными богами и первоначальными силами фактически очень похожа на историю отношений между человечеством и природой. Однако нет никаких историй, в которых Йотуны взаимодействуют непосредственно с человечеством. Подобно герою Оттару, который мог получить информацию от великана Гиндлы только замаскировавшись боровом и под защитой его патронессы Фрейи. Мы должны приближаться к ним через посредничество богов.
Но подобно нам, боги, которые борются с дикими силами природы, также нуждаются в них, чтобы выжить. Несмотря на случайные конфликты, и для Асов, и для Ванов Йотуны - единственный источник невест вне их собственного рода. На Севере это не мужчины (хотя иногда это могут быть и они), а женщины, которые являются ключом к изначальной (природной) силе. В Асгарде, если Вы покопаетесь в родословной богини, Вы наверняка обнаружите там великаншу. Сам Тор - сын Одина от Йорд, имя которой означает "Земля". Фригг, Тюр и многие другие Асы - дети Йотунов, и бог Ванов Фреир женился на великанше Герд. Таким образом, нет ничего необычного в том, что как через войну, так и через брак Скади прибывает, чтобы жить с богами Асгарда.
В Младшем Эдде говорится, что однажды, очень давно, Один, Хейнир и Локи путешествовали в Утгард, царство великанов, и они забыли принести жертву силам того места, по которому они проходили. Когда они решили сделать себе обед, великан Тьяцци, наблюдавший за ними в обличии орла, не давал им такой возможности, пока они не поделились с ним. И когда орёл стал слишком активно уничтожать еду, Локи попробовал остановить его, орёл унёс его и заставил его обещать выманить из Асгарда Идунн, богиню, которая обладала яблоками молодости, и, тем самым, помочь украсть её великану. Когда он сделал это, боги начали терять свою силу и красоту, и угрозами заставили Локи вернуть богиню обратно. Фрейя даже дала взаймы своё соколиное оперенье, чтобы он мог выполнить это предприятие.
Когда Локи прибыл в Ом великана, Тьяцци был далеко, так что Локи превратил Идунн в орех и улетел с нею. Тьяцци в обличие орла стал преследовать их, но боги были готовы к этому. Они собрали опилки, и, когда Локи достиг Асгарда, развели огонь, а Тьяцци слишком быстро разогнался, поэтому не успел затормозить, влетел в огонь, опалил крылья и был убит асами.
Это должно было быть концом истории. Но вскоре после этого, другая фигура была замечена, приближающейся со стороны дома великана. Она была высока, в сверкающих шлеме и кольчуге, в плаще из волчьей шкуры на плечах, с прочным щитом и острым топором в руках. Но женский голос прокричал вызов, это была Скади, она прибыла в Асгард, требуя крови или компенсации за смерть ее отца.
У северян был такой обычай, если кто-либо, разорив какое-либо место, не хотел стать жертвой мести, то он должен был в качестве компенсации женщине, которая потеряла родственника по мужской линии, обеспечить её другим. Скади после некоторого раздумья согласилась воздержаться от мести, если боги дадут ей прекраснейшего из мужчин в мужья, и если они смогут рассмешить её.
Рассказывается, что Локи удалось достичь последнего, привязав один конец верёвки к бороде козла, а другой к своей мошонке. Комизм был в том, что когда козёл дёргал от возмущения верёвку, оба громко кричали. Возможно, Скади надеялась, что козёл оторвёт ему мошонку, хотя это, возможно, не имело значение для Локи, который проводил почти также много времени в женском обличии, как и в мужском (но это - другая история). Поскольку Скади засмеялась, зимняя стужа начала покидать её глаза, и ледяная жесткость её спинной хребет.
Что касается мужа, то боги поставили собственное условие, она должна была выбрать мужа только по ногам. И она была совершенно уверена, что Бальдр, которого звали Красивым, превзойдёт других в этом аспекте его анатомии, как и во всех других. Так что боги Асгарда выстроились в линию под длинным покрывалом, и Скади ходил туда и обратно, рассматривая их ноги, пока не увидела пару ног, которые выглядели хорошо сложенными и сильными, а также белым как пена моря, и она сказала: - "я выбираю его".
Но когда покрывало было снято, тот, кого она выбрала, оказался не Бальдр, а Ньорд, бог Ванов, который охраняет всех, кто кормится морем. Он любит ходить босиком по побережью, и я предполагаю, что его ноги, будучи мытыми более часто, чем у любого другого, по этой причине были более красивы.
Но подобно многим бракам, основанным на ложных предположениях, союз Ньорда и Скади не был очень успешен. Дом Скади Трюмхейм (мир ураганных ветров) был в снежных пиках. Когда Ньорд проводил там девять ночей, он горько жаловался, что он не мог спать из-за свиста ветра и воя волков около замка, он называл их злыми звуками по сравнению с пением его лебедей. Но когда Скади оставалась девять ночей в его замке в гавани Ноатун (Noatъn), она жаловалась, что она просыпалась каждый день на заре из-за воплей чаек.
Так что они согласились жить обособленно и идти каждый своим собственным путём. Рассказывается, что через некоторое время Скади стала дружна с Одином и родила ему несколько сыновей, которые стали родоначальниками династий смертных королей. Определённо то, что она продолжала жить в своём собственном замке, выбирать себе компаньонов, и помогать время от времени людям.
blossom

В этой теме есть ещё 2 сообщения (-й, -е).

Вы должны быть зарегистрированным пользователем и войти в систему, чтобы просмотреть сообщение (-я) в этой теме.


Регистрация Вход
 
Ответить

Вернуться в «Боги и Богини»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость